Ремонт
438 0

В россии растет спрос на автомобили отечественных марок

В россии растет спрос на автомобили отечественных марок

С 1 января на авторынке ждут новых цен. Как изменится стоимость машин

В России снизились продажи автомобилей, но цены при этом не падают. Более того, с нового года автоэксперты ждут очередного подорожания. Основания для таких опасений действительно есть. Лайф узнал, какие авто уже начали дорожать и что будет с ценами в новом году.

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

За этот год в России сильно просел рынок продаж автомобилей. Если присмотреться к ценникам в автосалонах, то можно заметить, что за год некоторые марки автомобилей подорожали на 10% и даже больше.

Из-за низкой загрузки производства в России компании вынуждены закладывать растущие издержки в стоимость. А чтобы не спугнуть покупателей мгновенным повышением ценника, делалось это постепенно.

Что будет с ценами в 2020 году?

Эксперты уверены, что рост цен на автомобили продолжится и в новом году. Разница будет только в скорости и объёме подорожания в зависимости от производителя.

— Заводам-изготовителям в любом случае необходимо компенсировать инфляцию в 4% за 2019 год. К тому же с 1 января планируется повысить утилизационный сбор, который тоже существенно повлияет на стоимость машин. Конечно, временно сдержать повышение цен сможет субсидирование со стороны государства, но сам факт субсидирования в будущем году под вопросом. Кроме того, как правило, оно затрагивает крайне ограниченный модельный сегмент и временной интервал, — объяснил руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК “Автоспеццентр” Александр Захаров.

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

По словам Александра Захарова, со стороны автопроизводителей логично подойти к повышению цен заблаговременно и плавно. Поэтому некоторые меняют прайс-листы несколько раз в году. Наступление нового года как раз является обязательным плановым этапом пересмотра ценовой политики. 2020 год явно не станет исключением.

Что касается спроса, то он, скорее всего, продолжит падать и в следующем году. Эксперты полагают, что по итогам года авторынок зафиксирует падение продаж. Гендиректор агрегатора служб эвакуации и техпомощи МЭТР Виталий Овчинников предположил, что наиболее вероятные показатели спада составят минус 3–4% по сравнению с прошлым годом. Он также не исключил, что падение продолжится и в 2020 году.

В свою очередь гендиректор CarPrice Денис Долматов убеждён, что цены на новые автомобили будут расти, несмотря на снижение спроса.

— Производителям и автодилерам приходится покрывать свои затраты не за счёт объёмов продаж, а за счёт повышения доходов с продажи автомобиля. Чем меньше машин продаётся, тем больше нужно заработать с продажи каждой из них, — посчитал эксперт.

Также Виталий Овчинников отметил, что для стимулирования продаж существуют правительственные программы. Если их введут, то негативный тренд сгладится. Но они, как правило, распространяются лишь на определённый ограниченный круг моделей авто и адресованы далеко не всем покупателям. Так что их недостаточно, чтобы оживить спрос на рынке.

Какие авто подорожают?

Александр Захаров уверен, что подорожание коснётся всех автомобилей, представленных на российском рынке. В абсолютных цифрах больше всего подорожает премиальный сегмент, а в процентном соотношении, по его словам, — бюджетные авто.

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

А вот по подсчётам Дениса Долматова, автомобили бюджетного класса, которые продаются хорошо, тоже будут повышаться в цене. Среди них, скорее всего, будут те же марки, что уже начали дорожать этой осенью. Как следует из данных “Автостата”, многие машины бюджетных марок уже весомо подорожали за октябрь. Так, модель Chevrolet Niva прибавила в цене 7–9 тыс. рублей, Skoda Rapid — 12–18 тыс., Peugeot 408 и Citroen C4 — 12 тыс. УАЗ (в зависимости от модели) подорожал на 5–20 тыс., а KIA Cerato в отдельных комплектациях — до 30 тыс.

При этом, по словам Дениса Долматова, подорожание будет не таким быстрым. Он также допустил, что возможно и локальное снижение цен в виде промокампаний на отдельные машины.

Ценовая политика разных компаний сейчас действительно противоречива. Так, ещё в августе Skoda опубликовала новые ценники на три свои модели. Лифтбек и универсал Octavia подорожали, а вот кроссовер Kodiaq, наоборот, в некоторых комплектациях даже подешевел. Кстати, компания Skoda уже представила в Праге четвёртое поколение модели Skoda Octavia. Автомобиль начнёт продаваться в России уже в следующем году. В результате ожидается падение цен на предыдущие марки.

В россии растет спрос на автомобили отечественных марок

В России вырос спрос на мощные автомобили

Спрос на машины мощностью более 250 л.с. вырос почти по всей России — в 19 из 23 крупнейших городов. В среднем по России автомобиль мощностью больше 250 л.с. стоит 1,36 млн рублей.

Как говорится в исследовании «Авито», которое оказалось в распоряжении «РГ», популярнее всего такие машины в Москве — за II квартал 2019 года ими интересовались 11,1% пользователей, которые просматривали объявления о машинах. На втором месте Краснодар — 7,9% от общего спроса, на третьем — Иркутск — 6,4%. Почти аналогичным образом выглядит топ городов по динамике спроса. Спрос на мощные автомобили по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сильнее всего вырос в Москве — на 1,9%. На втором месте Краснодар — 1,1% за год, на третьем — Ульяновск — 0,8% за год. В целом по России спрос вырос незначительно — на 0,2%.

По итогам второго квартала 2019 года дороже всего мощные машины стоят в столице России — в среднем около 1,8 млн рублей. Следом идут Самара и Казань — чуть менее 1,6 млн рублей. Самые дешевые машины мощностью более 250 л.с. продают в Ульяновске — 900 000 рублей. В среднем по России цена такого «железного коня» немного недотягивает до 1,4 млн рублей.

В среднем по стране мощные машины (свыше 250 л.с.) в 4 раза дороже тех, у которых мощность меньше. Разрыв в цене варьируется от региона к региону. Самая большая разница в ценах — в Омске (307%), а самая маленькая — опять же, в Ульяновске (212%). Также стоит отметить, что год назад в среднем такие машины стоили 1,27 млн рублей, то есть на 7% меньше. Сейчас автомобили мощностью 250 л.с. стоят в среднем 1,36 млн рублей.

В топ-3 самых популярных у россиян марок мощных авто попали две немецких и одна японская. Лидирует по популярности в данном сегменте Mercedes-Benz — почти четверть от всего спроса — 23%, на втором месте — BMW с долей 20%, и замыкает топ-3 Toyota -десятая доля всего спроса. Автомобили Mercedes-Benz за год подорожали сильнее всего — на 11%, а вот цена на Lexus наоборот снизилась на 3% по сравнению с 2018 годом. Кроме того, наблюдается всплеск спроса на модели Nissan мощностью более 250 л.с. — на 32% за год.

Самая любимая россиянами машина с двигателем более 250 л.с. — Mercedes-Benz S-класса. На нее приходится 7% спроса, и он вырос за год на 4%. На втором месте BMW X5 (6% спроса, рост спроса на 9%). Третье место также принадлежит немцам — BMW 7 серии (4% спроса, спрос упал на 1% за год).

Статистика российского авторынка: итоги 2018 года

Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в России. Декабрь стал самым успешным месяцем за последние четыре года: реализовано 175 тысяч легковушек и легких коммерческих автомобилей, что на 5,6% больше, чем в том же месяце 2017-го. А результат целого года пусть совсем немного, но превысил отметку 1,8 млн машин: по данным АЕБ, в России продан 1 млн 800 тысяч 591 новый автомобиль. По сравнению с 2017 годом рост на 12,8%.

Положительную динамику показали две трети марок, а в первой десятке рейтинга рост до последнего момента был у всех брендов, но в декабре неожиданно провалился спрос у компании Renault. Если за одиннадцать месяцев у нее был рост продаж на 6%, то по итогам года марка вышла «в ноль» (137 тысяч машин). Лада увеличила сбыт на 16% (до 360 тысяч), Kia прибавила на 25% (228 тысяч), а Hyundai — на 13% (179 тысяч).

Читать еще: Датчик давления масла камаз евро 2 и 3: замена механического и электрического указателя

Продажи новых автомобилей в России в 2015—2018 гг.

Завидный прирост показала Skoda: после старта российского производства стремительно пошли вверх продажи кроссоверов Kodiaq, и это позволило нарастить общий результат на 31% (до 81 тысячи машин). Из крупных игроков рынка наибольшая прибавка у Mitsubishi: за год спрос вырос почти в два раза — до 45 тысяч автомобилей. А вот в премиум-сегменте динамика слабенькая. Разве что марка BMW смогла улучшить продажи на 19% (до 36 тысяч), но у Мерседеса рост лишь на 2% (44 тысячи), Lexus показал плюс 3% (24 тысячи), а сбыт автомобилей Audi просел на 4% (16 тысяч).

Российским бестселлером стала Лада Веста: продано 108 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку взяли Лада Гранта (106 тысяч) и Kia Rio (чуть больше 100 тысяч). Среди компактных кроссоверов лидирует Hyundai Creta (68 тысяч), которая оставила позади Solaris.

Судя по всему, в этом году на двузначные показатели роста российского рынка можно уже не рассчитывать. В АЕБ прогнозируют повышение спроса на 3,6% до 1,87 млн новых машин. При этом первое полугодие, скорее всего, окажется провальным из-за ожидаемого роста цен, и только оживление во второй половине года сможет вывести динамику выше нулевой отметки. И то если российская экономика избежит очередных потрясений.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Пошли по рукам: почему растут продажи подержанных машин?

Вторичка пошла в рост

Пока рынок новых машин еще только нащупывает дно, кривая продаж автомобилей с пробегом уже поползла вверх. Так, в феврале вторичный авторынок увеличился на 10,9%, выйдя в плюс впервые с декабря 2014 года, когда на фоне обвала рубля россияне и граждане соседних республик массово скупали автомобили – как новые, так и подержанные. А в марте реализация бэушных машин продолжила набирать обороты, показав рост в 13,1%, согласно данным «Автостата». Это обеспечило положительный результат и по итогам первого квартала: 1 млн 116 тыс. автомобилей, что на 6,1% больше по сравнению с прошлым годом.

«Увеличению спроса на автомобили с пробегом, прежде всего, способствует стабилизация курсов валют и укрепление рубля. На этом фоне у наших соотечественников появилось желание делать покупки, в том числе менять-покупать автомобили. А рост цен на новые машины за последнее время сделал их, мягко говоря, менее привлекательными по сравнению c подержанными авто. В целом на вторичном авторынке идет стабилизация, возвращается сезонность, которая подтверждается статистикой продаж. Дно это или нет, покажет время», – говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Как известно, продажи автомобильного «секонд-хэнда» традиционно превосходят по объему рынок новых машин, однако в условиях кризиса этот разрыв достиг небывалых размеров и сегодня продолжает увеличиваться. Так, в январе-марте текущего года доля первичного авторынка в России составила 19,4%, тогда как на автомобили с пробегом пришлось 80,6% продаж. Таким образом, на один новый проданный легковой автомобиль в стране приходится четыре подержанных.

По мнению сооснователя и гендиректора компании CarPrice Эдуарда Гуриновича, низкий курс рубля делает новые машины дорогими, и покупатели идут за авто на вторичный рынок. «Рост реальных доходов населения не наблюдается, поэтому без каких-то существенных структурных изменений рынок новых автомобилей вряд ли будет расти. Сейчас спрос и предложение сбалансировались на уровне 1,5 млн автомобилей в год. Динамика на вторичном рынке, конечно, будет развиваться, но не сильно. Рост будет, прежде всего, за счет тех людей, которые понимают, что кризис не пройдет быстро и нужно жить в его реалиях», – рассуждает эксперт.

В свою очередь, Денис Еременко считает, что если продажи новых автомобилей также начнут восстанавливаться, то вторичный авторынок пойдет вверх еще быстрее, однако это может произойти только в случае укрепления экономики.

Действительно, с ростом рынка новых машин расширяется предложение на вторичке, но в последнее время россияне стали дольше эксплуатировать свои автомобили, а если и меняют их, то не всегда на новую машину. По словам директора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, зачастую потребитель продает свой автомобиль, чтобы затем купить подержанную, но уже более дорогую модель.

Иномарки уходят в отрыв

Как показывает статистика, нынешний рост вторичного авторынка обеспечивают исключительно иномарки. По итогам первого квартала 2016 года их продажи выросли на 12% и составили 772,3 тыс. штук. А вот отечественные машины, несмотря на общее увеличение спроса, показали падение на 5%, до 343,8 тыс. единиц, гласят данные «Автостата».

Итоги продаж на вторичном рынке России за первый квартал 2016 года с разбивкой по маркам можно посмотреть здесь.

«Сегодня ситуация такова, что отечественный автопром, с одной стороны, выглядит более привлекательно по цене. С другой – считается менее надежным, что связано со стереотипами в головах россиян. Те, кто раньше ориентировался на новые иномарки, но из-за курса рубля не может позволить себе новый автомобиль, уходят на вторичный рынок», – комментирует Эдуард Гуринович.

В свою очередь, Александр Груздев отмечает, что срок владения иномарками обычно чуть ниже, поэтому их чаще перепродают, что также обеспечивает рост иномарочного сегмента на вторичном рынке.

Впрочем, продукция АВТОВАЗа по-прежнему остается самой востребованной на вторичке – на нее приходится 28% продаж за первые три месяца 2016 года. Так, за этот период россияне купили 312,5 тыс. подержанных автомобилей с ладьей на радиаторной решетке, что на 3,9% меньше по сравнению с прошлым годом. Как говорит Александр Груздев, вазовских машин в автопарке страны больше, поэтому и доля АВТОВАЗа выше, хотя она и сокращается по мере того, как с каждым годом в стране растут ряды иномарок.

Стоит отметить, что бестселлером на вторичном рынке в январе-марте впервые стала Lada Samara 114 – реализация 34,2 тыс. этих пятидверных хэтчбеков (+1,4%) позволила модели сместить с верхней строчки рейтинга продаж многолетнего лидера – Lada 2107, чей результат составил 31,2 тыс. единиц (-11,7%). Кстати, спрос на «пятерки» и «шестерки» также значительно сократился – на 17,9% и 22,8% соответственно. Таким образом, вазовская «классика» начинает сдавать позиции на рынке автомобилей с пробегом, несмотря на то что та же Lada Samara стала выпускаться позже, а покинули конвейер эти модели практически одновременно.

Топ-25 моделей вторичного рынка России смотрите по ссылке.

Показательно, что наибольшее падение на вторичном рынке показывают автомобили советских брендов, которые уже давно не производятся, но все еще находят своих покупателей. Так, продажи легковых автомобилей ГАЗ в первом квартале упали на 19,4%, до 11 тыс. штук, малолитражек Ока – на 19,3%, до 5,4 тыс. единиц, Москвичей – на 26,7%, до 1,7 тыс. машин.

«Люди, которые покупали автомобили стоимостью до 100 тысяч рублей, в кризис оказались в ситуации, когда они не могут в принципе себе позволить поменять автомобиль, и остаются с тем, что есть. Соответственно, существенно падает спрос. Как правило, автомобили меняют, если хотят что-то получше: продают за 70 тысяч рублей и покупают за 90 тысяч. Сейчас этот сегмент стал неактивен, потому что у людей нет лишних 20 тысяч рублей», – констатирует Эдуард Гуринович.

Дорогу молодым!

А лучше всего сегодня перепродаются нынешние бестселлеры на рынке новых автомобилей. К примеру, реализация подержанных Hyundai Solaris в январе-марте выросла на 78,2%, до 11,9 тыс. машин, Kia Rio – на 62,4%, до 10,7 тыс. штук, Lada Granta – на 65%, до 10,5 тыс. единиц. Стоит при этом отметить, что Granta, которая является бессменным бестселлером среди новых автомобилей, на вторичке уступает Hyundai Solaris по объему реализации. Дело в том, что «кореец» появился в продаже почти на год раньше, а значит, и на рынке автомобилей с пробегом предложений по продаже этой модели больше. К тому же подержанный Hyundai Solaris стал привлекательным вариантом для тех покупателей, которые из-за резкого роста цен на новые иномарки были вынуждены обратить внимание на вторичный рынок.

Читать еще: Замена масла киа рио 3 видео

По словам Эдуарда Гуриновича, Lada Granta – достаточно «свежий» автомобиль на вторичном рынке, который пользуется спросом до пяти лет и считается относительно удачной моделью. Hyundai Solaris и Kia Rio в последние годы являются лидерами продаж среди иномарок. Они зарекомендовали себя как довольно надежные машины, поэтому на рынке автомобилей с пробегом они тоже пользуются устойчивым спросом.

Между тем на вторичном авторынке наблюдается повышенный спрос на машины китайских марок, хотя их качество зачастую и у новых машин оставляет желать лучшего. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются подержанные автомобили Chery, чьи продажи в первом квартале выросли на 10,3%, до 4,4 тыс. штук. На втором месте идет Great Wall с показателем 2,7 тыс. реализованных авто (+17,2%). А замыкает тройку лидеров Lifan – подержанные машины этой марки выбрали 2,6 тыс. покупателей, что на 27% больше по сравнению с прошлым годом. Кстати, на рынке новых автомобилей Lifan является безусловным лидером в «китайском» сегменте в последние пять лет.

Как отмечает член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов, автомобили китайских брендов пока еще относятся к бюджетному сегменту российского авторынка, где покупатели не имеют привычки часто менять автомобили. Пик замен приходится обычно на 5-летние машины, а в 2010-2011 гг. самыми продаваемыми китайскими марками были как раз Chery и Great Wall. Следуя за статистикой продаж новых машин 5-летней давности, можно предсказать, что через год на вторичном рынке будут популярны Geely, а еще через год-два – Lifan.

«Китайский автопром – классическая иллюстрация пословицы о том, что скупой платит дважды. В этот сегмент уходят те, кто раньше покупал 3-5-летнюю Ладу, а теперь ее альтернативой стали Chery и Great Wall. Продукция китайского автопрома сегодня востребована среди тех, кто раньше приобрел бы недорогую иномарку или новую российскую модель. Опять же, единственный фактор роста спроса и продаж китайского автопрома – курс рубля и падение доходов населения», – резюмирует Эдуард Гуринович.

Статистика российского авторынка: итоги 2018 года

Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в России. Декабрь стал самым успешным месяцем за последние четыре года: реализовано 175 тысяч легковушек и легких коммерческих автомобилей, что на 5,6% больше, чем в том же месяце 2017-го. А результат целого года пусть совсем немного, но превысил отметку 1,8 млн машин: по данным АЕБ, в России продан 1 млн 800 тысяч 591 новый автомобиль. По сравнению с 2017 годом рост на 12,8%.

Положительную динамику показали две трети марок, а в первой десятке рейтинга рост до последнего момента был у всех брендов, но в декабре неожиданно провалился спрос у компании Renault. Если за одиннадцать месяцев у нее был рост продаж на 6%, то по итогам года марка вышла «в ноль» (137 тысяч машин). Лада увеличила сбыт на 16% (до 360 тысяч), Kia прибавила на 25% (228 тысяч), а Hyundai — на 13% (179 тысяч).

Продажи новых автомобилей в России в 2015—2018 гг.

Завидный прирост показала Skoda: после старта российского производства стремительно пошли вверх продажи кроссоверов Kodiaq, и это позволило нарастить общий результат на 31% (до 81 тысячи машин). Из крупных игроков рынка наибольшая прибавка у Mitsubishi: за год спрос вырос почти в два раза — до 45 тысяч автомобилей. А вот в премиум-сегменте динамика слабенькая. Разве что марка BMW смогла улучшить продажи на 19% (до 36 тысяч), но у Мерседеса рост лишь на 2% (44 тысячи), Lexus показал плюс 3% (24 тысячи), а сбыт автомобилей Audi просел на 4% (16 тысяч).

Российским бестселлером стала Лада Веста: продано 108 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку взяли Лада Гранта (106 тысяч) и Kia Rio (чуть больше 100 тысяч). Среди компактных кроссоверов лидирует Hyundai Creta (68 тысяч), которая оставила позади Solaris.

Судя по всему, в этом году на двузначные показатели роста российского рынка можно уже не рассчитывать. В АЕБ прогнозируют повышение спроса на 3,6% до 1,87 млн новых машин. При этом первое полугодие, скорее всего, окажется провальным из-за ожидаемого роста цен, и только оживление во второй половине года сможет вывести динамику выше нулевой отметки. И то если российская экономика избежит очередных потрясений.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Марка2018, шт.2017, шт.Динамика
Лада360204311588+16%
Kia227584181947+25%
Hyundai178530157927+13%
Renault1370621366820%
Volkswagen11374596459+18%
Toyota10849294238+15 %
Skoda8145962302+31%
Nissan8092576000+6%
ГАЗ6067758617+4 %
Ford5323450360+6%
Mitsubishi4539124325+87%
Mercedes-Benz4413343312+2%
УАЗ4125241632–1 %
BMW3561930018+19 %
Mazda3168325910+22%
Chevrolet3002132071–6 %
Lexus2431223693+3%
Datsun2055924510–16 %
Audi1621616878–4 %
Lifan1509716964–11%
Land Rover98408883+11%
Subaru80326080+32%
Volvo77727011+11%
Suzuki60165001+20%
Chery56115905–5%
Peugeot55144931+12%
Porsche51184578+12 %
Honda51132435+110 %
Ravon518415078–66%
Infiniti46544972–6 %
Citroen37104377–15 %
Geely33522234+50%
Haval32131894+70%
Zotye31751088+192%
Jaguar25372173+17%
Mini23301580+47%
Genesis18311031+78%
Jeep17731274+39%
Changan15101411+7%
Dongfeng1445913+58%
FAW1417553+156%
Cadillac11761365–14%
Fiat11352323–51%
Isuzu809736+10%
smart689934–26%
IVECO547469+17%
Foton362534–32%
Brilliance171219–22%
Hawtai14499+45%
SsangYong142123+15%
Chrysler749+722%
BAW91

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Автопортрет российской экономики

Динамика спроса на машины говорит о глубокой стагнации потребления

Если выбирать график, который наилучшим образом описывает текущее состояние российской экономики, то сегодня, в отличие от нулевых, это будет уже не динамика цен на нефть. Правительство и Банк России вполне успешно занимаются «стерилизацией» нефтяных сверхдоходов: даже если котировки «черного золота» идут вверх, то все дополнительные поступления немедленно изымаются и помещаются в «кубышку».

Гораздо лучше теперешнее самочувствие экономики иллюстрирует другой график — внутренних продаж автомобилей (в штуках). Поскольку данный показатель состоит из двух компонентов — объемов реализации легковых машин и легкого коммерческого автотранспорта, — то он одновременно характеризует потребительские и инвестиционные настроения. Данные говорят о том, что после потрясений 2014 года в России продажа автомобилей упала примерно на треть — и с тех пор не растет.

Долгое время ахиллесовой пятой российской экономики считалась стагнация инвестиций, и, хотя она по-прежнему толком не преодолена, куда более масштабная проблема, по-видимому, коренится в потреблении (и поштучно, и по совокупной стоимости легковых автомобилей продается намного больше, чем легкого коммерческого транспорта).

Недостаточность потребительского спроса на новые машины потенциально может объясняться двояко.

Прежде всего, важную роль играют обстоятельства, связанные с нынешней динамикой развития и структурой российской экономики. Новая машина — это самый дорогой потребительский товар, приобретение которого свидетельствует о достижении домашним хозяйством определенного уровня доходов и/или уверенности в отношении своего будущего (в последнем случае покупатели спокойно прибегают к заимствованиям).

Читайте также

Будущее «на заказ». Стратегия-2020 так и осталась красивой бумажкой. Однако власти выжали из нее все, что хотели

Многолетняя просадка реальных доходов не могла не сказаться на потребительских настроениях. Очевидно, что для восстановления продаж автомашин в первую очередь нужно, чтобы начался устойчивый рост доходов, причем охватывающий не только наиболее высокодоходные категории или занятых в определенных сегментах экономики (например, в экспортных отраслях), а фронтально самые широкие слои населения. Другими словами, потребуется, чтобы новую машину захотели и смогли купить многие из тех, кто никогда до этого в автосалоны не заходил.

Читать еще: Снятие и замена троса сцепления на daewoo matiz

Между тем в рамках текущей экономической политики подобная задача фактически не ставится. Да, мы много говорим о борьбе с бедностью, но эти разговоры носят скорее социальное (нужно помочь наиболее обездоленным!), чем экономическое измерение. При всех официальных манипуляциях со статистикой динамики реальных доходов (впрочем, что 8%, что 11% падения за пятилетку 2014–2018 гг. — разница не так уж и велика), их распределение, которое во многом и предопределяет структуру потребительского спроса, остается за кадром. Не случайно столь специфическую динамику на отечественном рынке демонстрирует сегмент премиальных автомобилей, где продажи не падают, а, напротив, растут (за 11 месяцев 2019 года — плюс 4%). Заметим, что производство машин этого сегмента в России практически отсутствует, и увеличение продаж тем самым подпитывает главным образом не российскую, а зарубежные экономики.

Получается, что то, что производится в России для внутреннего рынка, покупать некому

— и это касается не только автомобилей. Зачем бизнесу вкладываться в расширение производства и повышение качества продукции, если подавляющее большинство потребителей просто не могут себе позволить заплатить за это? Стагнация потребления предопределяет стагнацию инвестиций, экономика не развивается, доходы не растут, подрывая потребление. Замкнутый круг.

Справедливости ради: есть и альтернативное объяснение спаду продаж машин — возможно, дело не только во внутрироссийских проблемах. После почти пятипроцентного обвала мирового авторынка, впервые затронувшего в 2018–2019 годах все континенты, по прогнозу агентства Moody’s, 2020 год принесет сокращение продаж еще на 1%. Ладно бы еще, если бы приближалась очередная глобальная рецессия, как считают многие. А что если подходит к закату Великая Эра Автомобиля?

Читайте также

Возвращение «сталинской экономики». Россия повторит коллективизацию: вместо нефти прибыль извлекут из людей

Так, даже в самой автомобилизированной стране, США, доля обладателей водительских прав среди младших возрастных когорт населения сегодня примерно на 10–20 процентных пунктов ниже, чем тридцатью годами ранее. Подобная тенденция может проистекать от самых разных причин — урбанизации, развития общественного транспорта, каршеринга и других альтернативных форм перемещения в пространстве, распространения здорового образа жизни, а также активных регуляторных усилий, непосредственно направленных на сокращение числа машин на дорогах в целом ряде стран и городов (в том числе и в России). Все это в конечном итоге приводит к увеличению относительной стоимости владения собственным автомобилем и массовому отказу от него людей как от излишней роскоши.

Правда, и такой сюжет не сулит российской экономике ничего хорошего. Чем меньше машин (и чем больше среди них электрических и гибридных) — тем меньше потребность в бензине. Это, в свою очередь, не может не нанести тяжелый удар и по российской нефтяной отрасли, и по экономике в целом.

Подбор Авто › Блог › Статистика продаж автомобилей с пробегом

Рынок подержанных автомобилей в сентябре впервые сократился, после семи месяцев наращивания объемов. Тем не менее с начала года спрос на автомобили с пробегом существенно больше, чем в прошлом году, несмотря на продолжающийся рост цен. Эксперты отмечают, что подержанные машины будут пользоваться большей популярностью в сравнении с новыми и в обозримом будущем.

С февраля по август продажи неизменно увеличивались по отношению к прошлому году, но в сентябре в России было продано 461,5 тыс. автомобилей с пробегом, что оказалось на 0,1% меньше, чем за этот же месяц 2015-го. По итогам девяти месяцев продажи подержанных автомобилей, не в пример рынку новых машин, выросли — на 7,4%, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ).

За этот период было продано 3,84 млн единиц.

Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».

Лидером вторичного рынка за отчетный период традиционно является Lada, как отмечают в «Автостате», за счет самого большого парка в стране и самых низких цен.

«В первый осенний месяц с автомобилями отечественной марки было совершено 126,9 тыс. сделок, что на 7,8% меньше, чем год назад, — говорит в отчете агентства. — Второе место на вторичном рынке занимает японская Toyota с объемом 51,6 тыс. штук (+4,5%). Замыкает тройку лидеров другой японский бренд — Nissan (24,4 тыс. шт.), у которого реализация легковых автомобилей с пробегом выросла на 3,6%. В первую пятерку также попали Hyundai (20 тыс. шт.; +11,9%) и Chevrolet (19,5 тыс. шт.; +3,1%)».

Продажи большинства других массовых марок на вторичном рынке также растут, при этом наилучшая динамика фиксируется по китайским автопроизводителям. Так, спрос на автомобили Lifan вырос на 38,4%, Geely — на 26,5%.

Вместе с Lada падает спрос на подержанные автомобили прочих российских производителей: «ГАЗ» (4,3 тыс. единиц и -21%), «УАЗ» (3,9 тыс. единиц и -5,5%), «Ока» (2,4 тыс. единиц и -19%) и Moskvich (0,8 тыс. и -21,4%). Кроме того, теряют интерес потребители к автомобилям таких марок, как ZAZ (-9,4%), Daewoo (-2,5%), Suzuki (-3,4%) и Subaru (-3%).

Бестселлер вторичного рынка по итогам прошлого месяца, а также и с начала года — Lada 2114. В сентябре на вторичном рынке было продано 13,6 тыс. единиц.

На втором месте — LADA 2107 с 12,5 тыс. перепроданных экземпляров. На третьей строчке рейтинга прочно обосновалась модель Ford Focus — в сентябре было продано 11,7 тыс. единиц. Еще одной иномаркой в десятке лидеров, помимо Focus, является Toyota Corolla. Остальные позиции верхней части рейтинга занимают прочие модели «АвтоВАЗа».

Как отмечает гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, на рынке подержанных машин началась стагнация после длительного периода, отмеченного растущим спросом.

«С приходом кризиса рынок потерял сезонность, — поясняет Еременко «Газете.Ru». — В 2015 году, например, напрочь отсутствовал традиционный весенний всплеск продаж. Весной 2016 года было то же самое.

Но спрос при этом увеличивался — очень много людей вместо подорожавших новых машин переключились на «вторичку». Компании снимали сливки. Сейчас рынок начинает стабилизироваться, возвращается сезонность, и сентябрьские цифры это подтверждают. Однако новые машины по-прежнему не очень доступны по цене для потребителей, поэтому статистка продаж машин с пробегом после небольшого осеннего спада снова начнет улучшаться.

По словам собеседника издания, спрос потребителей в плане марок и моделей за последние месяцы существенно не изменился, в отличие от цен. «Традиционно лидируют российские и корейские модели. А вот цены на бюджетные модели в сегменте от 400 тыс. до 600 тыс. руб. выросли с начала года примерно на 20%.

Люди, купившие такой автомобиль год-два назад, выгодно для себя продают его сейчас, по той же цене.

В премиум-сегменте, напротив, продавцы существенно снижают цены из-за низкого спроса. Например, иномарка, выставленная за 2,5 млн руб., может подешеветь за месяц на 300–500 тыс. руб.», — говорит Еременко.

«Поскольку некоторые продают свой автомобиль с пробегом и взамен покупают новый, то и рынки новых автомобилей и машин с пробегом взаимосвязаны, — поясняет «Газете.Ru» директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish компании «Рольф» Алексей Баринов. — Как мы помним, в августе рынок продаж новых машин упал на 18%, в сентябре — на 11%. Снижение вторичного рынка на 0,1% в сентябре — это скромная расплата за такое падение. Что касается цен, то они также находятся в зависимости от изменения стоимости новых автомобилей.

Сейчас рост цен на вторичном рынке замедлился, но скоро возобновится».

Как отмечает эксперт, рынок автомобилей с пробегом, несмотря на сентябрьское падение, сейчас находится в фазе роста, а главная его тенденция — переход значительных объемов продаж в руки официальных дилеров.

«У нас в подразделении, например, продажи автомобилей с пробегом выросли за три квартала на 41% в сравнении с АППГ, в сентябре — на 66%, — приводит пример Баринов. — Это связано с тем, что покупатели автомобилей хотят получить гарантии юридической чистоты сделки и честный профессиональный отчет о техническом состоянии автомобиля. Сейчас у дилеров появился мощный инструмент — единая база автомобилей с пробегом, позволяющий упростить процедуру проверки истории машины».

Добавить комментарий