Установка газобаллонного оборудования: стоит ли переходить на газ?

Установка газобаллонного оборудования: стоит ли переходить на газ?

Устанавливать ли ГБО на автомобиль и как правильно это сделать

Примечание: данная статья актуальна для любой марки автомобиля

Почему переводят машины на газ? Хотят сэкономить. Ставить газобаллонное оборудование выгодно в первую очередь тем, у кого большие пробеги или расход топлива. В такой список попадают развозные автомобили, такси, а также тяжелые крупные внедорожники. Сюда же отнесем любителей частых и дальних путешествий в Европу: за границей разница в ценах на бензин и газ просто шокирует-порой установленное ГБО окупается за одну поездку.

Впрочем, для массового перехода на голубое топливо предпосылок в нашей стране недостаточно. Взять, например, количество газозаправочных станций: даже в столице их не более полусотни, а на периферии порой проедешь несколько сотен километров и не встретишь ни одной. И это ситуация со сжиженным нефтяным газом (СНГ), а со сжатым природным дела еще хуже: такие станции встречаются настолько редко, что проще зарядить батарею электромобиля, чем заправиться сжатым метаном. Поэтому дальнейшие выкладки будут касаться только систем, разработанных под сжиженный пропан-бутан.

О расходе газа

Автомобилисты разбились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что газ и бензин расходуются одинаково, другие – что газа улетает чуть ли не в два раза больше. Истина лежит посередине. Теплотворная способность килограмма бензина сравнима с теплотворной способностью килограмма пропан-бута новой смеси и составляет 47300-50000 кДж/кг. Но топливо и на колонках, и на газовых заправках отпускают в литрах, то есть в объемных единицах. Плотность бензина – 750 кг/м3, а газа – 529 кг/м3. Поэтому расходы пропан-бутана и бензина в литрах на производство одного и того же количества теплоты разнятся на 30-35%. Но это – в теории.

В эксплуатации удается добиться оптимальных показателей, когда газа расходуется процентов на пятнадцать больше, чем бензина. И если учесть, что бензин более чем вдвое дороже газа, то переход на новый вид топлива окупится уже через несколько месяцев интенсивной эксплуатации после установки оборудования.

Какое поколение ГБО ставить?

Согласно Правилам ЕЭК ООН № 115 на автомобили с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива, сегодня можно на законных основаниях устанавливать газобаллонное оборудование поколения не ниже четвертого. Такая система отличается невысокой стоимостью и сравнительно быстрой установкой, она самая востребованная на рынке. Может взаимодействовать со штатным блоком управления двигателем через диагностический разъем OBD-2, и тогда точность регулирования становится выше. Помимо газового баллона и редуктора, понижающего давление, система четвертого поколения включает в себя электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, которые по принципу работы схожи с бензиновыми.


Компоненты системы питания сжиженным газом четвертого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9- редуктор; 10 – блок газовых форсунок.

Система поколения «4+» в значительно большей степени завязана на работу с блоком управления двигателем. Только такую систему можно устанавливать на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Ведь бензиновые форсунки, распылители которых выходят прямо в раскаленную камеру сгорания, нуждаются в подаче бензина для охлаждения.

ГБО пятого поколения принципиально отличается тем, что умеет впрыскивать газ в жидкой фазе. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива, что повышает экономичность. Такая система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает возможность пуска на газе в холодное
время года. Газ к двигателю подают насосы постоянного и высокого давления, расположенные внутри баллона и под капотом. Обходится такая установка примерно в четыре раза дороже системы четвертого поколения. Кроме того, при невысоком качестве российского газа надежную работу системы гарантировать сложно.

Газовый редуктор служит для снижения давления газа и перевода его из жидкого состояние в газообразное. Для этого необходим обогрев редуктора жидкостью из системы охлаждения. Здесь же установлен фильтр жидкой фазы.


Правильная маркировка редуктора системы -67R-01. Это обозначение должно присутствовать и в маркировке баллона.


На всех редукторах фирма-установщик производит регулировку давления газа специальным винтом. Потребителю не следует пытаться настроить что-то самостоятельно.

ГБО шестого поколения также впрыскивает топливо в жидком состоянии, но через штатные бензиновые форсунки. Возможен пуск двигателя на газе даже в морозы. Почти полная интеграция двух топливных систем положительно сказывается на времени переключения и прочих показателях. Всё бы хорошо, но такая система на порядок дороже представительниц четвертого поколения. А ведь ГБО ставят ради экономии, поэтому столь навороченное оборудование пока слабо востребовано.


В нише запаски багажника уютно разместился тороидальный баллон.
Недостаток у такой схемы один: запаска займет место в багажнике.


Заправочный клапан выведен под крышку лючка горловины бензобака. Некоторые прячут его в недрах багажника или выводят под бампер.

Баллоны могут быть тороидальные или цилиндрические. На них устанавливают мультиклапан, отвечающий за заправку емкости не более чем на 80%, датчик уровня и расходный вентиль. Тороидальные баллоны размещают в нише запасного колеса, а запаска переезжает в багажник или на кузов, что не всегда удобно. Цилиндрические баллоны в легковых автомобилях располагают чаще всего за спинкой заднего сиденья, при этом возможности трансформации салона ухудшаются, сводя на нет преимущества кузовов типа хэтчбек или универсал. Для систем пятого и шестого поколений нужны баллоны особого типа, приспособленные для установки газового насоса.


В ГБО пятого поколения применен газовый насос, устанавливаемый в баллон примерно так же, как электробензонасос – в бак. За такими системами будущее, но очень дорогое.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГБО

Плюсы:

+ Главное преимущество газа – существенная экономия на заправках.
+ Двигатель работает мягче и тише благодаря высокому октановому числу газа: выше 100 единиц. Смесь газа с воздухом более гомогенна, что улучшает сгорание и снижает риск детонации.
+ Двигатели, работающие на газе, имеют больший ресурс из-за отсутствия эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндра.
+ Газ при сгорании почти не дает отложений, что продлевает срок службы масла и снижает износ мотора.
+ Срок службы свечей увеличивается.
+ Использование газа снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Серная кислота, образующаяся при сгорании бензина, не только наносит вред окружающей среде, но и губит детали двигателя.

Минусы:

– ГБО нецелесообразно ставить на автомобили с небольшими годовыми пробегами.
– Газовые баллоны съедают полезный объем и снижают грузоподъемность автомобиля.
– Переоборудованный для езды на газе автомобиль слетит с гарантии по многим узлам и агрегатам. Именно поэтому на газ переводят преимущественно неновые машины.
– Помимо расходов на аппаратуру и ее установку, каждые 10000 км придется заменять газовый фильтр (в среднем 1000 рублей), а с интервалом 60000-100000 км – резиновые диафрагмы в редукторе.
– Переделку под газ необходимо узаконить: легализация обойдется в 6000-8000 рублей и отнимет несколько дней.
– Количество газовых заправок до сих пор недостаточно. Чтобы ездить только на газе, приходится корректировать маршруты.
– Пропан-бутан ничем не пахнет, но этил-меркаптан, который добавляют в газ для обнаружения утечек, обладает неприятным запахом. Это часто отпугивает тех, кто возит детей.
– Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями с турбонаддувом сложно переоборудовать под газ.
– Газовые машины могут не пустить на подземные паркинги. Официально прописать газобаллонный автомобиль в гараже под своим домом не получится.

Сколько стоит ГБО и где его покупать?

Сумма, в которую обойдется переделка, складывается из цены комплекта аппаратуры, баллона, оплаты труда установщиков и затрат на узаконивание этой масштабной переделки автомобиля. Установка простой системы «под ключ» обходится в 30-50 тысяч рублей. Цена зависит от количества цилиндров в двигателе и размеров баллона. В интернете можно найти массу онлайн-калькуляторов: вводите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге своего автомобиля – на выходе получаете срок окупаемости такой переделки.

Если позволяют финансы, лучше приобрести газовую установку итальянского или голландского производства. Отечественные и польские фирмы комплектуют наборы менее дорогими компонентами, их установки на 5-10 тысяч рублей дешевле, но сиюминутная экономия может обернуться расходами на ремонт в скором будущем. Баллон обычно приобретают отдельно. В этом случае можно довериться отечественному производителю: российские баллоны дешевле импортных, но качество ничуть не хуже.

Самое удобное и надежное решение -приобретать компоненты газовой системы непосредственно у установщика. Возможно, на стороне вы сможете найти комплект ГБО дешевле, но тогда при возникновении проблем в эксплуатации установщик может свалить вину на производителя оборудования, а так все претензии – в одно окно. Кроме того, часто и гарантия в таких случаях более продолжительная – у крупных компаний она доходит до пяти лет.

Какие нужны документы

Установили ГБО на машину? Не забудьте, что это – внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое требует легализации. Как это сделать, рассказывает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев:
– Сначала нужно зарегистрировать устанавливаемое газобаллонное оборудование – обратиться в испытательную лабораторию (например, в ФГУП «НАМИ») для получения заключения предварительной технической экспертизы. Все компоненты должны иметь сертификаты, действующие на момент установки оборудования. Их заверенные копии следует запросить у продавца и проверить подлинность в реестре Федеральной службы по аккредитации – на сайте http://fsa.gov.ru. В настоящее время действуют поправки серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 67, и компоненты, прошедшие сертификацию, должны иметь маркировку 67R-01. Если на компоненты нанесена маркировка 67R-00, такие автомобили получат «неуд» при оценке безопасности конструкции.

При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций.
В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511.. .45.20.11.513 или 45.20.21.511. ..45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).ральной службы по аккредитации – на сайте http://fsa.gov.ru. В настоящее время действуют поправки серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 67, и компоненты, прошедшие сертификацию, должны иметь маркировку 67R-01. Если на компоненты нанесена маркировка 67R-00, такие автомобили получат «неуд» при оценке безопасности конструкции.
При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций.
В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511.. .45.20.11.513 или 45.20.21.511. ..45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).

От СТО необходимо получить свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования по единой форме Евразийского экономического союза.
В свидетельстве должны содержаться все данные оборудования и газового баллона. Номер баллона должен совладать с номером в паспорте и номером на табличке, прикрепленной к баллону в ГАИ.

СРОКИ ОКУПАЕМОСТИ ГБО НА АВТОМОБИЛЯХ РАЗНЫХ КЛАССОВ

Затем следует вернуться в испытательную лабораторию, чтобы получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в нее изменениями. Следующий шаг – представить в ГАИ автомобиль и все полученные ранее документы. Там внесут изменения в свидетельство о регистрации и ПТС.
Счастливого пути на голубом топливе! (журнал За Рулём)

Автомобили на газу: считаем убытки от перевода машины на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Читать еще:  Как узнать по vin год выпуска

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

100 % регистрация ГБО

  • Главная
  • О компании
  • Информация
  • Стоит ли ставить газ на свою машину?

Вы когда-нибудь задумались об установке газового оборудования на свой автомобиль? Если да, и не смогли решить, стоит ли ставить газ на свою машину, тогда эта статья для вас. В ней мы расскажем о преимуществах и о некоторых недостатках систем газобалонного оборудования различных производителей. Вы узнаете о некоторых распространенных утверждениях относительно газового оборудования, которые не всегда обоснованы, а чаще всего, просто ошибочны или заведомо ложны. Итак…

В двигателе прогорает.

Перл первый (он же основной): “В двигателе прогорает”. При чем в большинстве случаев звучит это именно так как написано, и только в редких случаях технически грамотные люди уточняют, что прогорает не головка блока, не стенки цилиндра, и не прокладка между рулем и сиденьем, а именно выпускные клапана. Что же, длительность горения газа действительно выше, чем низкооктанового бензина, и чисто теоретически такое возможно.

Речь идет о том, что в момент открытия выпускных клапанов двигателя газовоздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, должен происходить перегрев выпускных клапанов. Но:
а) подобное происходит на бензиновых двигателях из-за неправильно выставленного зажигания (и где ж тут, простите, газ?)
б) даже маститые спецы из журнала “За рулем” не смогли доказать правильность этого утверждения (справедливости ради стоит отметить, что и не опровергли).
в) правильно выставленное зажигание или использование октан корректора навсегда закроет для вас этот вопрос.

Риск возгорания автомобиля.

Вторым идет распространенное утверждение о том, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля. Ну что тут можно возразить?

Так в общем то оно и есть, поскольку две топливных системы в одном автомобиле – это усложнение конструкции, и если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО) то возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания.

При этом возможность возгорания поврежденной топливной системы бензинового двигателя ничуть не ниже, чем газового, а наоборот, поскольку точка воспламенения смеси газа и воздуха выше, чем у смеси паров бензина с воздухом. Кроме того, газ сразу улетучивается, а бензин в месте подтекания может накапливаться.

Это опасно.

Однако не это вызывает претензии и сомнения. Говорят, как правило, об опасности размещения газового баллона в багажнике, рисуя страшные картины последствий взрыва. И вот что странно: газовый баллон из 4-х милиметровой стали, размещенный в багажнике — это “страшно и может взорваться”, а топливный бак, из стали 0,8 мм (по толщине не сильно отличающийся от консервной банки), расположенный в арке заднего правого крыла у ВАЗов 01-07 — это нормально.

Читать еще:  Замена салонного фильтра nissan qashqai

В реалиях, газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет сколь-нибудь значительной и пожароопасной утечки. Разрушение же газового баллона может произойти лишь в той ситуации, когда водителю и пассажирам будет, увы, безразлично, что произойдет с ними и с машиной после удара. Например, после наезда грузового состава двигающегося со скоростью в 80 км/ч на неподвижно стоящий автомобиль.

Подтверждением может служить наличие б/у газовых баллонов во вполне рабочем состоянии на разборках битых иномарок (и машины на разборе не горелые, и баллоны не закопченые).

Разумеется, само слово “ГАЗ” несет в себе некое предупреждение об опасности, однако стоит помнить, что пропан-бутановая смесь, используемая в большинстве автомобилей, в обычных условиях тяжелее воздуха, что предотвращает образование газо-воздушной смеси, а точка воспламенения этой самой смеси выше, чем у смеси паров бензина с воздухом.

Другие вопросы

Еще ряд вопросов и возражений касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. В качестве примеров приводят пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.

Тут самое время воскликнуть: учите “мат. часть” или читайте инструкцию по эксплуатации. Ну черным по белому везде написано, что у автомобиля, оснащенного газобалонной системой, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда, если Вы, разумеется, не хотите пополнить ряды противников газа, предварительно потратившись на ремонт системы подачи бензина.

Что до явных и неявных преимуществ газового топлива, а также его недостатков в сравнении с бензином, то большая их часть приведена ниже.

Достоинства

К однозначным достоинствам можно привести:

  • сумму затрат на 1км пробега на газе по сравнению с бензином (в два раза меньше для пропан-бутана по сравнению с бензином АИ-92, и в три раза – для метана);
  • высокое октановое число газа, и, как следствие, меньшую нагрузку на шатунно-поршневую группу из-за антидетонационной стойкости;
  • чистоту самого газа, и, соответственно, отсутствие нагара на свечах, поршнях и клапанах;
  • отсутствие в газе свинца по сравнению с этилированным бензином;
  • объективно, хорошо отрегулированный двигатель работает мягче и более плавно реагирует на положение педали газа, что становится особенно заметным при движении в пробках;
  • экология – без комментариев.

Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.

Что касается газобалонной системы (ГБО) системы, то она позволяет эксплуатировать автомобиль как на газе, так и на бензине, осуществляя на ходу переключение с одного топлива на другое прямо из салона. Следует отметить, что газобаллонное оборудование фактически дублируется бензиновой системой питания, повышая безотказность автомобиля и уменьшая практически до нуля риск отказа от движения при поломке в системе питания.

К тому же, суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое (обычно на автомобиль устанавливается баллон с емкостью не меньше, чем емкость бензинового бака). Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина.

Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.

Так же положительно оценят газотопливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором. Помимо существенной экономии на высокооктановом бензине (литр АИ 98 стоит в 4.5-5 раз больше литра газа), использование газа бережет дорогую в ремонте систему впрыска и существенно продлевает “жизнь” каталитического нейтрализатора.

Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации газового оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.

К недостаткам некоторые пытаются отнести потерю разгонной динамики и снижение максимальной скорости, и потерю полезного объема багажника, занимаемого газовым баллоном. Причем если последний факт очевиден и не обсуждается, то потеря мощности во-первых сильно зависит от степени сжатия рабочего объема двигателя и от алгоритма зажигания. Чем выше степень сжатия, тем меньше потеря мощности (двигатели, рассчитанные под 95 бензин, крайне благодарно относятся к газу и выдают “на гора” до 98% мощности, развиваемой на бензине). Увеличение подачи газа соответственно увеличивает реальную мощность двигателя.

То есть есть выбор – работать на меньшей мощности и экономить топливо или работать на полной мощности, немного увеличив расход. По большому счеты, примерно то же касается и бензина, только реализуется много сложнее. Кроме того корректировка опережения зажигания под газ при помощи октан-корректора помогает максимизировать КПД.

Неоднократно упоминаемый “запах газа” связан, как правило, либо с неправильно проведенным ТО (сливом конденсата), либо с негерметичностью выхлопной системы, при которой несгоревший одорант задувает в салон через воздухозаборники. Этот запах хотя и крайне неприятен, но не может служить причиной возгорания, а правильно проведенное ТО и нормальное состояние выхлопной системы гарантируют Вам отсутствие неприятных ощущений.

Экономические расчеты по окупаемости оборудования приведены на многих сайтах и при ежегодном пробеге свыше 30 тысяч километров ответ однозначен – переходи на ГАЗ! При меньшем пробеге окупаемость наступит позже, однако каждые пройденные на газе сто километров будут давать вам минимум сто километров дармового пробега.

Среди установщиков да и пользователей газового оборудования бытует выражение “подсел на газ”, которое употребляют по отношению к человеку устанавливающему газ на каждую свою следующую машину. И действительно, крайне мало найдется людей, которые поставив хорошее оборудование на первый автомобиль, не озадачились бы вопросом установки ГБО на следующий купленный. Чего и вам желаем.
“Чтобы все работало и не напрягало!”

Действительно, хотелось бы, раз уж решил ездить на газе, чтоб проблемы стороной прошли. Стабильная работа оборудования, длительный ресурс и хорошие эксплуатационные показатели напрямую зависят от выбранного Вами оборудования. Хотя это далеко не главное. Пожалуй, важнее правильная комплектация (например, подбор смесителя) и профессиональная установка.

Несколько слов относительно комплектации. Иногда за комплект фирменной импортной аппаратуры выдают “компот” из разнородных запчастей, качество которых может существенно различаться. Обращайте внимание не только на основной узел – редуктор, но и на другие важные компоненты ГБО: клапаны, мультиклапан, электрика и электроника, смеситель.

Не менее важно качество резинотехнических и пластмассовых изделий: рукава, переходники, дозатор. Происхождение баллона в большинстве случаев не имеет значение, главное чтобы “костюмчик сидел”, т.е. баллон подбирается под объем места его размещения.

О производителях газобалонного оборудования

Бесспорно, базовая надежность заложена производителем. Гарантия качества — это стабильное производство, применение качественных комплектующих, современные технологии литья, обработки и сборки, контроль качества. К сожалению, такие требования под силу выполнить далеко не всем.

Отечественным производителям приходится труднее всего, да и не все “иностранцы” способны обеспечить должный уровень качества.
Фавориты гонки за потребителями — это итальянцы LOVATO, LOV.TEC., BRC, STEFANELLI, MARINI. Причем из перечисленных к мировым лидерам можно отнести только BRC — компания, которая много инвестирует в новые технологии. LOVATO (LOV.TEC.) — народная марка России — получила свое признание за счет относительно невысокой цены и простой конструкции.

Верхнюю нишу рынка пытаются занять голландцы AMG и LANDI HARTOG, хотя действительно “продвинутое” оборудование (VIALLE, NECAM, KOLTEC, PRINS) практически не представлено на белорусском рынке из-за дороговизны.
“Дешево и сердито” выглядят турки VOLTRAN и поляки ELPIGAS.

Установка ГБО на авто – Все, что надо об этом знать. Шаг за шагом.

В этой статье мы расскажем про ГБО на авто. Но лучше всего рассматривать этот вопрос на конкретном примере. Это будет Toyota Camry 2013 года выпуска, 3,5 литра, двигатель V6. Лучше это делать в хорошем сервисе, и далеко не факт, что установка и дальнейшее обслуживание будет стоить дороже. Но наше мнение, что экономить не стоит.

Сравнение стоимости бензина, пропана, метана

Возьмем средние цены и расход топлива на Hyundai Solaris.

Бензин Пропан Метан
Стоимость 46 22 16
Расход на 100 км 8 9.5 8
Пробег на 1.000 руб 270 480 780
Окупаемость, км 18.000 6.000*

Затраты на переоборудование: 30.000 рублей (пропан), 80.000 рублей (метан).
* Окупаемость метанового ГБО рассчитана с учетом компенсации стоимости оборудования на метан по программе EcoCity (Газпром): 65.000 рублей.

Что выбрать метан или пропан

На сегодняшний день в России 380 заправок, которые могут заправить нас метаном, и более 6.000 заправок, которые могут заправить нас пропаном. В ближайшие годы наше правительство планирует построить более 3.000 заправок с метаном.

Правительственная программа установки ГБО на метане

Наше государство планирует субсидировать установку ГБО на метане. Оно планирует компенсировать до 30% стоимости оборудования для автомобилей не старше 5 лет.

В некоторых регионах РФ – если вы установили газовое оборудование на метане, вам снижают транспортный налог от 10% до 100%.

Со стороны крупных компаний тоже идут различные программы. Например, Газпром:

Что выбрали мы

Какими бы не были привлекательные условия для установки метана, мы выбрали пропан и вот почему.

В этом ключевая разница. Наше оборудование стоило 58.000 рублей. На метане это же оборудование стоило бы 80.000 рублей. А раз затея с установкой газового оборудования затевалась для того чтобы сэкономить, то разница более чем в 20.000 рублей весьма существенна.

Но это еще не все. Очень важно, чтобы багажник оставался таким же, как и прежде, на метане это сделать будет невозможно. Так как ставят огромный баллон емкостью 80 – 100 литров. Мало того что он займет большую часть багажного пространства, так и его бензиновый эквивалент будет равен всего 18 литрам. Что значительно меньше пропана.

На всю Москву, на начало 2019 года, всего 9 заправок на метане. В течение 2019 компания Газпром планирует запустить еще 4. Но согласитесь, этого катастрофически мало.

Вес газового баллона на метане 70 кг, а на пропане всего 27 кг.

Для заправки пропана достаточно подключить переходник к специальному отверстию. Обычно его делают в лючке бензобака. Для заправки метана вам придется поднимать капот.

Мнение профессионалов

Метан хорош только в том случае, если у вас автомобиль малолитражка, максимум 1,8 литра. Тогда баллона на 90 литров вам будет хватать на 250 – 300 км. Но при этом вы должны понимать, что половины багажника у вас не будет.

Обзор рынка ГБО

Самое дешевое – китайское оборудование. Его стоимость начинается от 22.000 рублей. На него нет гарантии.

Далее по качеству идет – польское оборудование. Блок установки будет польским, а все остальное неизвестно. Обычному клиенту будет совсем непонятно, что будет стоять в его машине. Цена начинается от 30.000 рублей.

Высокое качество начинается с оборудовании из Италии.

Установка газового оборудования на автомобиль

Первое и главное с чего должен начинаться процесс установки ГБО – оформление документов.

Необходимо зайти на сайт союза предприятий газомоторной отрасли в раздел экспертиз https://spgo.su/catalog/ — и заполнить анкету. Чтобы никуда не ехать, нам надо сделать следующее.

Дальнейшая последовательность действий расписана на сайте экспертиз. Цена вопроса 2.500 рублей. Плюс может быть небольшая комиссия, в зависимость от способа оплаты.

Через некоторое время вам приходит техническая экспертиза. Затем вам надо будет выбрать сервис, в котором вы будете ставить газобаллонное оборудование. И едите на установку.

Процесс установки ГБО на авто

  1. Входящая диагностика автомобиля. На которой примется решение – можно ли установить газовое оборудование на вашу машину или нет. Примерно 5% автомобилей непригодны для установки оборудования;
  2. На втором этапе проверяют состояние тех частей автомобиля, с которыми в дальнейшем придется работать. Если выявятся какие-то незначительные проблемы, вам посоветуют их устранить;
  3. После этого происходит установка оборудования. Прокладка магистральных трубок, работа с клапанами, электрикой, расстановкой :
    • Установка газового редуктора;
    • Клапан для обслуживания подачи газа;
    • Фильтр тонкой очистки;
    • Блок управления работой газового оборудования;
    • Предохранители;
    • Новые форсунки на двигатель;
  4. После установки происходит диагностика всей системы и если потребуется, до настройка.
Читать еще:  Замена сальника штока кпп нексия, ланос, опель кадетт. инструкция как поменять сальник штока переключения передач своими руками

Стоимость установки газового оборудования

Цена установки зависит от вашего автомобиля. На нашем примере и шести цилиндровом двигателе она нам обошлась в 57.900 рублей. Если у вас четырехцилиндровый двигатель, то цена стартует примерно от 30.000 рублей. Если у вас восьмицилиндровый и даже больше двигатель, цена будет больше.

После установки ГБО, сервис выдаст вам комплект документов. Затем обязательно пройти техосмотр, даже если машина только из салона. Его можно получить, не выходя из дома. Просто перейдите на эту страницу и свяжитесь с менеджером, она вам обязательно поможет. С этим комплектом документов вы регистрируетесь на сайте ГИБДД и приезжаете к назначенному времени в МРЭО. Оплачиваете госпошлину в 800 рублей и получаете на руки все необходимые регистрационные документы.

Все затраты на регистрацию ГБО не составят более 4.000 рублей.

Прохождение ТО на ГБО для авто

Дополнительное оборудование требует дополнительного обслуживания. Поэтому помимо обычного прохождения ТО, вам надо будет проходить ТО и на газовое оборудование. Лучше всего делать там же, где и ставили.

Нулевое ТО

После того, как вы проедете 700 – 1000 км, надо обязательно пройти нулевой техосмотр. Здесь проверят текущее состояние автомобиля, и сравнить с предыдущими показателями. Необходимо удостовериться, что все работает как часы и изменения конструкции автомобиля не привели ни к каким плачевным последствиям. А его цена всего 800 рублей.

Первое техническое обслуживание ГБО

Его стоимость 1.500 рублей, напоминаем на 6 цилиндровый двигаель.

Последующие ТО

Каждые 15.000 км. Стоимость от 800 до 1.500 рублей. Все проходит как обычно. Проверка работоспособности оборудования, и если все в порядке, то поедете дальше, если нет, то исправят. Все так же как и для обычного авто.

Что водит в диагностику газового оборудования

И все это за 800 — 1.500 рублей. Как вам ТО?

Заправка газом автомобиля

Газовых заправок меньше, чем обычных, но они есть и в достаточном количестве.
Стоит сказать про самую первую. Если вы никогда раньше не заправлялись газом, лучше поезжайте на ту, на которой есть заправщик. Вы сможете понаблюдать за его действиями. Потому что процедура отличается от обычной.

Многие считают что не надо тратить время на это. Но глубоко ошибаются. К чему может привести?
Вас остановил сотрудник ГИБДД – на первый раз – штраф 500 рублей. При последующих случаях машину эвакуируют на штраф стоянку.

Почему стоит перейти на газ

Гарантия на газовое оборудование для авто

У каждой компании свои условия гарантии. В нашем случае – у нас стоит оборудование от OMVL – чтобы оформить гарантию.

Популярные вопросы про ГБО

Как происходит переход с газа на бензин и обратно?

Процесс переключения происходит нажатием одной кнопки, которая находится под рулем и занимает 1 секунду.

Что будет если газ закончится на ходу?

Ничего страшного не произойдет, система автоматически перестроится на бензин. Максимум что вы сможете почувствовать падение оборотов на секунду.

Почему взрываются машины на газу?

Такие случаи действительно случаются. Но все они вызваны серьезнейшими нарушениями эксплуатации ГБО. В попытках сэкономить, установка старого или неисправного оборудования. В попытках заполнить баллон по максимуму.

Что будет если произойдет ДТП?

Газовый баллон – одна из самых крепких частей автомобиля. Его толщина 3 мм, это мини броня. Для сравнения, толщина железа любой части автомобиля измеряется в микронах. Плюс ко всему в современном газовом оборудовании есть несколько систем безопасности. Максимум что произойдет с баллоном – он деформируется, но не лопнет.

Можно ли ставить ГБО на турбомоторы?

Если мы говорим о классическом турбомоторе, обычном бензиновом двигателе – то на него без проблем ставится ГБО. Есть некоторые тонкости в настройке, но не более того. А вот если мы говорим о дизельных, FSI и TFSI двигателях, здесь проблем больше. Оборудование значительно дороже. Плюс из-за специфики подачи топлива, полностью отключить подачу дизеля или бензина не получится. Максимум 30%. Соответственно экономический эффект значительно снижается. При этом в России практически нет сервисных центров, которые способны на такую работу.

Все машины на газу воняют?

Обычно противный запах идет от автомобилей, в которых не стоит катализатор. Либо оборудование очень старое, 1-2 поколение.

Что с гарантией на автомобиль при установке ГБО?

Если вы все сделали правильно, у вас есть все экспертизы, которые покажут, что поломка произошла не по вине ГБО, дилер обязан все сделать по гарантии. Если по вине газового оборудования, то все проблемы обязан решить установщик газа. Главное обязательно пригласить на экспертизу сотрудника центра, в котором вы устанавливали ГБО.

Срок службы газобаллонного оборудования?

Большинство дистрибьюторов ГБО в России дают гарантию 2 года или 100.000 км пробега. Но если вы его хорошо обслуживаете и регулярно проходите ТО, то оно будет «вечным».

Мифы о ГБО

Газовый баллон

Многие считают, что при аварии может случиться страшное с газовым баллоном. Например, вас въедет КамАЗ и баллон взорвется. Но на самом деле, газовый баллон – одна из самых крепких частей автомобиля. Его толщина 3 мм, это мини броня. Для сравнения, толщина железа любой части автомобиля измеряется в микронах. Плюс ко всему в современном газовом оборудовании есть несколько систем безопасности и степеней защиты. Например, при высоком давлении, система безопасно стравит газ.

Проблемы с магистральными трубками

Раньше действительно возникало засорение топливного фильтра, так как трубки были медными и оставляли налет. Но после того как вместо меди начали устанавливать термопластик, проблема исчезла само собой. Также за счёт химической реакции газа с медью со временем трубки становились тоньше.

Потеря мощности автомобиля

Потеря мощности автомобиля при езде на газу начинается только после 3.500 – 4.000 оборотов. Поэтому в городском движении вы его не заметите. А вот после 4.500 оборотов потеря действительно присутствует, но всего на 7-10%.

Газ сушит клапана, убивает мотор, уменьшает ресурс двигателя

На самом деле работа на газе не уменьшает, а увеличивает ресурс работы двигателя. Но это при условии, что вы не нарушаете правил эксплуатации ГБО.

Газ – это не выгодно

Мы уже выкладывали таблицу со сравнением стоимости и экономии в самом начале статьи. И выгода газа очевидна. Причем, чем больше пробег, тем выше экономия.

Проблемы оформления документов

Как это долго собирать и оформлять необходимые документы. Но что происходит на самом деле:

Итого 4.350 рублей и пара часов свободного времени. А это не так долго.

Надо платить еще за одно ТО

Мы уже писали выше, что проходить ТО надо каждые 15.000 км. А стоимость 800 – 1.500 рублей – это не много. А экономия от перехода с бензина на газ в сотни раз выше.

Установка газового оборудования на авто ГБО, стоит ли переходить на газ?

Бензин постоянно дорожает и в то, что это когда-нибудь прекратится уже никто не верит. Альтернатив бензину есть несколько, и каждая из них имеет как плюсы так и минусы. Тем, кто только собирается купить автомобиль и определяется с типом топлива — легче, они могут решить для себя, на чем будет работать двигатель будущего автомобиля.

Дизельные двигатели, двигатели на электротяге, а также популярные в последнее время “гибриды”, сочетающие в себе обыкновенный мотор и электродвигатель — уже вполне могут составить серьезную конкуренцию бензиновым собратьям. Однако, как же быть тем, кто купил машину еще до повышения цен? А если еще и мотор не новый, а его объем 2,5 или больше? Вариант с продажей не всем подойдет, а ходить пешком имея машину — глупо и бессмысленно. Альтернативой и хорошим способом выйти из сложившейся ситуации стал газ. Его популярность за последние 10 лет существенно повысилась. В странах бывшего “союза” появились сотни фирм, которые за определенную плату стали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО) всем желающим.

Установка ГБО позволяет водителям получить реальную экономию, т. к. стоимость газа в несколько раз дешевле стоимости бензина. Есть правда некоторый нюансы, например стоимость установки окупится тому, кто ее установил только через несколько лет эксплуатации с учетом, что он будет интенсивно эксплуатироваться. Некоторые марки автомобилей уже с завода комплектуются ГБО и это дает таким авто ряд преимуществ. Заводское оборудование устанавливается с учетом всех нюансов, само оборудование проходило тестирование и соответствует всем ГОСТам, чего не могут гарантировать многие станции, на которых производится установка газобаллонного оборудования.

Перед тем как установить ГБО необходимо взвесить все “за” и “против”, а также быть готовым ко всем особенностям использования автомобиля на газу.

Устанавливая ГБО на автомобиль, который находится на гарантийном обслуживании, вы рискуете потерять гарантию производителя на двигатель. Лучше все-таки изначально купить новый автомобиль с уже установленным ГБО. Это избавит вас еще от одной проблемы — документы. Установка ГБО — только половина дела, все это нужно еще и зарегистрировать, в противном случае у вас будут проблемы с ГИБДД, а также, в случае если вы захотите продать свой автомобиль.

Устанавливая газобаллонное оборудование на свой автомобиль, рекомендую отдать предпочтение наиболее современным системам, среди которых наиболее популярными считаются — так называемые системы “четвертого поколения”. Прелесть этих ГБО-установок в их способности автоматически переключаться с газа на бензин и наоборот, такие системы могут быть установлены на двигателя с непосредственным впрыском топлива. Благодаря интеллектуальной системе управления, переключение питания происходит в автоматическом режиме сразу после того как двигатель прогреется до необходимой температуры или, к примеру, после того как закончится газ или бензин. Это очень удобно, что с уверенностью могут подтвердить сотни автомобилистов, которые уже установили на свой автомобиль ГБО четвертого поколения.

Времена когда баллон от ГБО занимал весь багажник и часть салона давно прошли. В современных газобаллонных установках, резервуары для газа выполнены в форме запаски, что позволяет сэкономить место. Благодаря тороидальному баллону, а именно так правильно называется этот резервуар, объем багажника остается неизменным.

Долгое время самым главным аргументом “против” ГБО была — взрывоопасность. Случаи с взорвавшимся баллоном действительно были не единичны, однако те старые системы с обычными баллонами не имеют ничего общего с современным системами ГБО. Последние отличаются высокой степенью защиты от взрыва и позволяют безопасно эксплуатировать их на протяжении многих лет. Производителем такого ГБО предусмотрены даже ДТП, в случае аварии или утечке газа при любом повреждении системы трубопровода, клапан в считанные секунды перекроет газ, предотвращая возгорание и взрыв. Кроме того, клапан не позволяет перекачать газ в резервуар, то есть заправить сверх меры, он вовремя определяет, что баллон переполняется и перекрывает доступ.

Цена установки ГБО напрямую связана с типом двигателя автомобиля, а также типом и производителем самого ГБО. Кстати, установить газ — еще далеко не все, помимо документов о которых упоминалось выше, владельцу такого автомобиля придется время от времени производить его обслуживание. К примеру, через каждые 30 000 км необходимо производить детали, установленные на форсунках, каждые 20 000 км нужно менять фильтры грубой и тонкой очистки. Также необходимо менять газовый баллон, как правило производители рекомендуют это делать раз в десять лет.

При этом нельзя не отметить, что ресурс двигателя работающего на газу, увеличивается в полтора раза, а моторного масла — в два.

Взвесьте все вышеизложенные аргументы как “за” так и “против” и решите для себя стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector