Регулировка развала схождения. сход развал своими руками. советы и рекомендации как самому сделать развал схождение колес

Регулировка развала схождения. сход развал своими руками. советы и рекомендации как самому сделать развал схождение колес

Почему нельзя забывать про развал схождение задних колес?

развал бывает и такой

Посмотрите видео о регулировке геометрии задних колес своими руками:

У настройки развала схождения колес задней оси имеется своя специфика. Многие современные автомобили, с независимой задней подвеской, не предусматривают возможности изменения угла установки колес. По заводской рекомендации, в таком случае необходимо просто целиком заменить определенный узел подвески, например, балку. Правда, даже в таком случае, некоторые СТО помогут сэкономить деньги, проведя развал-схождение кустарным образом. Задний мост, регулировка которого не предусмотрена заводом изготовителем, получит неоригинальную деталь, что позволит все-таки проводить настройку. Такое вмешательство в механизм задней подвески может быть рискованным, ведь нарушается фабричная геометрия узла. При нарушении геометрии задних колес ухудшаются эксплуатационные характеристики автомобиля, и правильная настройка углов здесь так же важна, как и на передней оси. Рассмотрим более детально, как осуществляется развал-схождение задних колес.

Что такое развал-схождение?

Угол между траекторией движения колеса и плоскостью кручения, называется схождение. Верно установленный угол создает условия для хорошего сцепления машины с дорогой и устойчивости при движении в повороте. Если он будет выставлен неверно, увеличится износ шин. У авто, обладающего задним приводом, правильное схождение представлено тем, что колеса немного повернуты друг к другу. Такое расположение колес имеет название «положительное схождение». При движении они выравниваются и становятся параллельно друг другу. У авто с передним приводом все иначе, у них колеса развернуты друг от друга.

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Верно выставленный развал делает возможным наилучший контакт протектора шины авто с дорогой, тем самым гарантируя качественное и надежное сцепление, и, соответственно, равномерный износ шин. Это в свою очередь оказывает влияние на стойкость и маневренность машины на резких поворотах. Развал квалифицируют как положительным, так и отрицательным. При отрицательном колеса будут наклонены верхом внутрь. Это сигнализирует о том, что имеет место износ подвески либо ее небрежная регулировка после ремонта или замены. При отрицательном развале будет ускоренный износ покрышек, плохое сцепление на ровной дороге и плохая маневренность. Обычно такой развал устанавливается на гоночных авто. Если колеса наклонены наружу, то это положительный развал. От него зависит контакт шин с дорогой и устойчивость машины.

Значения развала должны быть ближе к нулевому показателю. Для придания автомобилю лучшей управляемости и лучшего сцепления с дорогой на машине с задним приводом устанавливается незначительное положительное значение развала, а отрицательное — у авто с передним приводом.

Какими должны быть углы установки колёс

Нормальный угол развала зависит от подвески, стоящей в авто. Машины, не использующие McPherson, имеют небольшой положительный развал — в пределах 2 градусов. На авто с подвеской McPherson угол либо отрицательный, либо нулевой (ось перпендикулярна дороге).

Что касается схождения, то для автомобилей с McPherson корректным является нулевое значение, для машин с подвесками других видов — положительное. Если угол отрицательный, нужно срочное регулирование.

Нормальное значение кастера (независимо от вида подвески) — 6 градусов. Положительный угол позволяет автомобилю быть более устойчивым на высоких скоростях, однако в то же время увеличивает усилие, необходимое для рулевого управления.

McPherson — самая распространенная подвеска. Её главные преимущества — высокая ремонтопригодность и простота устройства. Однако чрезмерно большой ход такой подвески приводит к образованию значительного угла развала. Встречаются и другие виды подвесок: адаптивная, торсионная, пневматическая.

Как и где выполнить?

Воспользовавшись поисковыми системами, возможно отыскать огромное количество видео-пособий, рассказывающих, как в гаражных условиях, не имея специального оборудования, проверить и настроить развал-схождение. Работа эта достаточно кропотливая и хлопотная, занимает достаточно много времени. Поэтому лучше обратиться в специализированные сервисные центры и сделать 3D развал-схождение на специальном стенде. Такое оборудование позволяет осуществлять диагностику с высочайшей точностью.

В некоторых СТО, помимо 3d, встречаются компьютерные и кордовые стенды. Такое оборудование может добиться высокой точности, а низкая и доступная стоимость активно привлекает автовладельцев.

Вывод

Мы рассмотрели, что такое отрицательный развал колёс, зачем он нужен и как его самостоятельно сделать. В процессе регулировки ничего сложного нет, поэтому можете смело приступать, даже если не имеете навыков автомеханика.

Неверно выставленный развал-схождение задних колес — одна из причин скорого изнашивания шин автомобиля. Проверка и выставление верного угла позволит обезопасить шины от преждевременного износа и улучшит маневренность машины. Проводится такое мероприятие обязательно на каждом авто. Особенно, если эксплуатация осуществлялась в суровых условиях и не по качественным дорогам.

Корректировка подразумевает собой выставление угла положения колеса по отношению к дорожному покрытию – это и имеет название «развал», а «схождение» – угол между траекторией движения колеса и плоскостью кручения. Изменение в настройках приводит не только к неровному истиранию шин, но и к ухудшению четкости управления и увеличению расхода горючего. Именно поэтому обязательно нужно выполнять проверку и регулировку задних и передних колес.

Когда проверяется?

Частота установки развал-схождения колес для каждого авто отличается, обычно она рассчитывается производителем. Но есть и моменты, когда он действительно нужен:

  1. Если при движении на прямой авто смещается в сторону.
  2. Если производился ремонт подвески, рекомендуется провести регулировку.
  3. Имеется большой и неровный износ шин. Повышенный износ с одной стороны шины.
  4. При торможении машину уводит в сторону.
  5. Смена размера колес.
  6. После сезонной замены колес.
  7. Наезд на большой скорости на камень или яму, может произойти нарушение развал схождения.

Есть автовладельцы, определяющие, визуально определяющие необходимость процедуры. Обычно отклонение оказывается очевидным при большой разнице с нормой.

Однозначного ответа на то, производится ли развал-схождение задних колес на современных авто, нет. На данный момент имеется большое количество конструкций задней подвески, и имеются такие, где корректировка и настройка задних колес не столь важна, автопроизводитель просто советует произвести замену всего узла целиком.

Процедура необходима, если машина оснащена независимой подвеской. В другом случае, ничего настраивать и проверять не нужно. Автопроизводитель сам выставляет задние колеса с незначительным отрицательным развалом для предания авто лучшей устойчивости.

Возможные нюансы

Надо ли регулировать схождение для заднего моста? Надо, если у автомобиля независимая задняя подвеска. Угол обычно выставляется в 0-0.5 градусов, то есть колёса должны стоять практически параллельно. Только у некоторых моделей этот угол должен быть в пределах до 1.5 градусов. Постарайтесь провести измерения как можно точнее, при этом машина должна стоять на совершенно ровной поверхности. Резина должна быть в хорошем состоянии на всех колёсах, проверьте давление в шинах. И не забудьте предварительно выгрузить из машины всё лишнее – если в багажнике завалялись пара мешков цемента, то точность измерений будет плохой, и хорошего результата не получится.

Регулировка колес своими руками

Установку развал-схождения задних и передних колес можно выполнить самостоятельно. Однако, даже если имеются кое-какие знания, процедура занимает много времени. К тому же отсутствие должного оборудования и инструментов не позволит достичь точных показателей. В любом случае, профессионал в данном деле сделает все быстрее и качественнее.

Однако, если Вы все же решили выполнить данную процедуру самостоятельно, то необходимы будут следующие инструменты:

  • Телескопическая или обычная линейка. Необходима для измерения угла схождения задних и передних колес.
  • Отвес для определения развала колеса.
  • Шнур.

Необходимо ровное напольное покрытие в гараже, плюсом будет присутствие смотровой ямы. Самостоятельная корректировка развал-схождения задних колес проводится поэтапно. Первым делом регулируется развал, а затем – схождение.

Настройка угла развала колес

Первым делом необходимо выровнять колеса. Делается две пометки сверху и снизу. Таким образом, если их соединить, то образуется диагональ.

К крылу автомобиля прикладывается шнур-отвес. Затем линейкой замеряют расстояние между отметками (верхней и нижней) и шнуром. При одинаковом расстоянии с развалом колес у машины все в порядке. Если разница в измерениях превышает 3 мм, то регулировка точно необходима.

Затем нужно прокрутить колёса слегка вперед или назад, так, чтобы отметки были параллельны полу. И повторить измерения. Повторно откатить авто и выполнить повторный замер. Такая последовательность осуществляется для точного обнаружения отклонения от требуемой нормы.

Снимается колесо и откручиваются болты между поворотным кулаком и кронштейном амортизационной стойки. Поворотный кулак сдвигается по произведенным измерениям. Колесо устанавливается обратно и опять производятся замеры.

Аналогичным образом производятся замеры и остальных колес.

Регулировка схождения задних колес

Передние колеса выставляют в прямолинейное положение. Делаются отметки на передней внутренней стороне шины колеса.

Далее с помощью телескопической линейки, уперев ее краями в отметки, фиксируется полученный результат. Колесо прокручивается вперед и фиксируется новый результат. Полученные значения сравниваются. Если показания во втором измерении оказались меньше, то это отрицательное схождение, если наоборот, то положительное.

Регулировка производится путем изменения параметров рулевых тяг. При отрицательном схождении тяга укорачивается, при положительном удлиняется.

Производятся повторные замеры. Затягивать болты нужно аккуратно.

Кластер

Приступив к регулировке, нужно не забывать учитывать кластер, продольный и поперечный угол оси. Правильно выставленные параметры обеспечивают стабилизацию колес машины во время движения. Другими словами, при повороте руль должен автоматически и самостоятельно выровнять колеса.

Если выставить нулевое значение кластера, то достигается максимальный угол поворота колеса.

Отрегулировать кластер возможно и самостоятельно. Выполняется это путем изменения количество шайб на растяжках подвески. Для увеличения угла удаляются шайбы.

Стоит помнить, что спереди обязательно должно быть больше двух элементов, сзади – четырёх.

Общая информация

Прежде чем рассматривать преимущества и недостатки отрицательного развала, давайте разберёмся, что такое сход-развал, и какой он бывает. Так сказать, проведём небольшой ликбез для начинающих водителей.

Развал — под этим понятием имеется в виду расположение колёс автомобиля под определённым углом к плоскости, т. е. к дорожному полотну. Сход-развал оказывает непосредственное влияние на управляемость автомобилем, безопасность езды и скорость износа резины. На просторах страны вы можете увидеть автомобили разных марок и моделей, а, значит, конструкции их отличается. Поэтому для каждой модели авто предусмотрен свой оптимальный угол развала.

Значение развала может быть таким:

Нулевой развал колесо имеет тогда, когда оно расположено строго перпендикулярно дорожному полотну. Если же верхняя часть колеса направлена к кузову, тогда это отрицательный сход-развал. Ну а если верхняя часть колеса направлена от кузова, тогда он называется положительным.

Обратите внимание, что в процессе эксплуатации авто сход-развал находится под постоянным напряжением, а поэтому со временем его показания изменяются. Причём значения развала на передних колёсах и задних будут не совпадать, поэтому периодически заезжайте на СТО, делайте развал сразу на двух мостах.

Если сход-развал автомобиля имеет оптимальное значение, тогда машина становится манёвреннее и устойчивее на дороге. Будьте внимательны, изменение развала на 2 градуса может серьёзно повлиять на устойчивость автомобиля и на длительность службы покрышки.

Признак 10: потеря курсовой устойчивости на неровной дороге

Если автомобиль сильно уводит в сторону при попадании на кочки, ямы и другие неровности — это может быть признаком неправильного угла установки колес. Колесо, попадая на неровность, «уходит» в сторону угла установки, поэтому машина теряет курсовую устойчивость.

Другие возможные причины проблемы:

  • вышедшие из строя детали рулевого управления;
  • неисправные амортизаторы.

Что делать: заедьте в СТО и проверьте амортизаторы, ходовую и систему рулевого управления. Или сразу сделайте диагностику сход-развала: если амортизаторы и рулевое управление в порядке, причина кроется в нем.

Регулировка развал-схождения колес

Во время движения каждого автомобиля особо значительные нагрузки испытывает его ходовая часть, включающая в себя подвеску и колеса. Чтобы хоть частично снизить нагрузки, а также обеспечить прямолинейное движение машины, колеса устанавливаются под определенными углами. Помимо того имеющиеся углы колес оказывают влияние на устойчивость авто и износ шин.

Читать еще:  Описание подрулевых лепестков переключения передач: что это, фото и видео

Углов, под которыми устанавливаются колеса, несколько, одним и них является так называемый развал колес, вторым – схождение.

Развал-схождение колес. Что это и для чего?

Развал – это угол отклонения оси колеса от вертикального положения. Развал бывает положительным, когда верх колеса отклонен наружу от центра автомобиля, и отрицательный – когда верх направлен в сторону к центру авто.

Данный угол нужен для снижения передачи на рулевое управление колебательных движений колеса при движении по неровностям. Также в задачу данного угла входит обеспечение как можно большего пятна контакта протектора ската с поверхностью трассы. Наличие данного угла еще влияет на устойчивость авто при прохождении поворотов.

На авто, у которых не используется подвеска МакФерсона, развал имеет небольшое положительное значение, то есть верх колес отклонен от центра авто. Обычно значение завала маленькое, около 2 градусов.

У подвески МакФерсона данный угол имеет либо нулевое значение, то есть ось колеса имеет строго перпендикулярное положение относительно поверхности дороги, либо же, в некоторых случаях, развал колес у подвески МакФерсона имеет отрицательное значение.

Отрицательные значения угла завала используются также на авто, которые участвуют в соревнованиях по круговому треку.

Следует сказать, что значительной точности при установке данного угла добиться сложно, часто его регулировка производится довольно грубо. В итоге установка угла развала приводит только к тому, что отсутствует повышенный износ шин. Также регулировка развала должна проводиться сразу на обеих колесах, иначе в дальнейшем авто будет уносить в сторону, где установлен меньший угол. Ну и с одной стороны будет значительно быстрее изнашиваться покрышка.

Перейдем к углу установки колеса, который называется «схождение». Это угол, который устанавливается между плоскостью колеса и продольной осью самого авто. Данный угол нужен для снижения увода авто. Также этот угол значительно влияет на скорость износа шин. Данный угол может измеряться либо градусами, либо миллиметрами. Измерение схождения в миллиметрах довольно простое. Авто ставится на площадку, сначала измеряется расстояние между внутренними краями передних колес в задней их части, а затем в передней. Далее от значения, полученного при измерении в задней части отнимается значение, полученное при замере расстояния между колесами в передней их части. Данное значение должно иметь либо нулевое значение для подвески МакФерсона, либо положительное значение – для других видов подвески. Если значение отрицательное, данный угол имеет неправильную установку.

Кастор – это угол продольного отклонения стойки подвески от перпендикулярного ее положения относительно поверхности дороги. Данный угол обеспечивает дополнительную стабилизацию колес в условиях их прямолинейного движения. Также он обеспечивает самостоятельное выравнивание положения колес во время езды, обеспечивая прямолинейность движения. Данный угол должен иметь одинаковое значение на обеих стойках, иначе разность данных углов может приводить к сносу авто в одну из сторон.

Как настроить развал-схождение своими руками

В большинстве случаев регулировка развал-схождения колес производится на специальных стендах с компьютерным вычислением данных углов. Однако выполнить развал-схождение можно и в гаражных условиях, но для этого потребуется знать, как правильно выполнить установку, а также иметь оснащение для выполнения данной процедуры. Чтобы отрегулировать углы, понадобится:

  • Набор ключей;
  • Специальная измерительная линейка;
  • Мел;
  • Шнур с грузиком;
  • Линейка (обычная):

Регулировка развала колес

При регулировке развала-схождения своими руками первым производится замер развала колес. Данный угол хоть и измеряется в градусах, но его можно перевести в миллиметровое значение. Последовательность действий для вычисления развала следующая:

  1. Авто ставится на ровную поверхность. Желательно выполнять проверку в гараже с имеющееся в нем смотровой ямой. При этом должно иметься пространство для перемещения авто, которое нужно будет при замерах.
  2. После установки авто на площадку, нужно выставить колеса, чтобы они «смотрели» ровно. После выравнивания колес, нужно нанести на колесо мелом небольшие метки. Метки ставятся вверху и внизу колеса.
  3. Далее берется шнур с грузиком. Его нужно приложить к крылу авто так, чтобы шнур имел строго параллельное положение относительно нанесенных меток. Для удобства шнур можно приклеить к крылу скотчем.
  4. Обычной линейкой с миллиметровыми делениями замеряется расстояние от колеса к шнуру в верхней и нижней части. Чтобы не было погрешности, данное расстояние измеряется не от шины, а от обода колеса.
  5. После автомобиль нужно прокатить вперед, чтобы нанесенные метки повернулись на 90 градусов. На колесо снова вверху и внизу параллельно шнуру наносится еще две метки и снова замеряется расстояние между шнуром и ободом в верхней и нижней его частях.
  6. Затем еще раз авто прокатывается, но теперь уже так, чтобы колеса провернулись на 180 град. То есть, последние две метки должны поменяться местоположением. Верхняя переместится вниз, а нижняя – вверх и снова производятся замеры.
  7. Разница в трех замерах не должна значительно отличаться. Также при нормальном угле развала разница между расстояниями в верхней и нижней частях колеса при всех трех замерах должна составлять 1 мм – у авто с передним приводом, и 1-3 мм – у заднеприводной модели.
  8. Если показатели отличаются, нужно провести регулировку. Для этого авто поддомкрачивается, и снимается колесо.
  9. После снятия колеса потребуется отсоединение кронштейна стойки от поворотного кулака. Для этого потребуется воспользоваться подготовленным набором ключей.
  10. Путем проворота эксцентрикового болта, имеющегося на поворотном кулаке, он смещается в ту или иную сторону, тем самым производится регулировка. Насколько потребуется сдвигать поворотный кулак, подскажут раннее проведенные замеры.
  11. После этого кронштейн стойки соединяется с кулаком и колесо авто ставится на место. После установки развала колес нужно будет еще раз провести замеры, чтобы убедиться в правильности регулировки.

Регулируем угол схождения колес

Закончив с развалом, можно переходить к проверке и регулировке второго угла — схождения.

Последовательность проверки и регулировки данного угла такова:

  1. Авто становится на площадку, колеса выравниваются.
  2. С внутренней стороны колес в передней части наносятся две метки, наносить их нужно ближе к ободу.
  3. Телескопическую линейку для замера схождения подготавливают, создав у нее предварительный натяг. Концы линейки нужно упереть в имеющиеся метки. Подвижную шкалу линейки нужно переместить так, чтобы отметка «0» совпала с неподвижным указателем.
  4. После установки линейки авто нужно прокатить вперед, так чтобы линейка оказалась в задней части колеса. Важно при прокатывании проследить, чтобы линейка ни обо что не зацепилась.
  5. Далее нужно посмотреть, имеется ли отклонение на шкале и насколько. У переднеприводных авто значение схождения должно составлять «0/+-1». Если показания линейки такие, то регулировки не нужна.
  6. Если показания больше, то производится установка схождения. Данная операция производится изменением длины рулевых тяг. На тяге нужно послабить контргайку и в зависимости от того, удлинять ее нужно или укорачивать, тягу нужно либо немного выкрутить, либо вкрутить. После чего снова затянуть контргайку.
  7. Закончив с регулировкой, нужно еще раз провести замеры.

Регулировка кастора обычно не проводится. Важно учитывать, что перед началом проверок и регулировок развала/схождения своими руками, следует проверить состояние резиновых элементов подвески на износ, а также проверить состояние наконечников рулевых тяг. При сильном их износе показания при замерах будут отличаться и правильно отрегулировать углы будет невозможно.

После регулировки правильность установки развал-схождения колес можно проверить на дороге. Автомобиль не должно уводить в сторону, биение в руль должно отсутствовать.

К чему может привести некачественная регулировка развал-схождения?

Приводим несколько дефектов, которые могут появиться после неправильной регулировки развал-схождения колёс и способы их устранения.

Быстрый износ резины при неправильной настройке развала-схождения колес

1. Положение рулевого колеса при прямолинейном движении автомобиля отклонено от среднего положения.

Причин появления такого дефекта может быть несколько:

  • повышенный люфт руля, который не был учтён при регулировке схождения;
  • задний мост несколько повёрнут относительно продольной оси автомобиля. Этот дефект может быть пропущен, если работы проводились на оптическом стенде, а также в том случае, когда на компьютерном стенде отключён режим измерения угла установки мостов;
  • разница давлений в шинах правых и левых колёс, которая не была устранена перед регулировкой;
  • наличие иных скрытых дефектов в подвесной системе, которые были пропущены при осмотре и проверке ходовой части автомобиля перед регулировкой;
  • известны случаи, когда среднее положение руля изменяется, если колёса на передней подвеске поменять между собой.

В случаях, когда присутствует самопроизвольное уклонение от прямолинейного движения (увод в сторону), следует выявить и устранить причину уклонения, а только потом проверять среднее положение руля.

2. Автомобиль самопроизвольно отклоняется в сторону от направления движения.

Причин также может быть несколько:

  • разница в качестве изготовления покрышек передних колёс, выражаемая в неоднородности силовых характеристик их металлического каркаса. Такое встречается нередко. Чтобы проверить, нужно поменять передние колёса – увод должен поменять своё направление. Чтобы устранить его, следует менять между собой колёса, подбирая такую пару, при которой самопроизвольный увод прекратится;
  • дефекты заднего моста, диагностику которого пропустили. Следует выполнить осмотр и проверку положения заднего моста;
  • наличие скрытых дефектов в подвесных системах, не выявленных во время их диагностики, проведённых не в полном объёме или некачественно;
  • некачественно выполненная регулировка или не откалиброванный проверочный стенд.

3. Односторонний увод машины появился только после выполненной регулировки, до этого уклонения не было, но был характерный неравномерный износ резины.

Причиной может быть разница в качестве покрышек, о которой упоминается выше, приводящей к самопроизвольному уклонению машины от прямолинейного движения. Однако до этого увод компенсировался неправильным схождением, устранение которого привело к появлению уклонения. В этом случае следует поменять резину.

Регулировка развал схождения и какое оборудование понадобится для регулировки

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Одним из важнейших критериев надёжного и безопасного управления автомобилем на дороге является правильная регулировка развал схождения передних ведущих колёс авто.

Регулировка развал схождения колёс сегодня уже не является проблемой. Чуть ли не на каждом шагу сервисы, выполняющие развал схождение, оборудование в которых отвечает «последнему слову» техники. Оптические, компьютерные, лазерные стенды обещают выполнение процедуры развал схождения в считанные минуты и с максимальным эффектом.

Хотя, не факт, что на сервисе вам проведут профессиональную регулировку развал схождения. Оборудование есть, а вот с мастерами своего дела, порой возникают проблемы. Мало их, настоящих, квалифицированных мастеров, которые даже без стенда, смогут определить нарушение параметров развала схождения, дать заключение о имеющемся нарушении геометрии кузова и так далее.

Может быть именно поэтому, всё чаще и чаще в гаражах, автомобилисты проводят регулировку развал схождения своими силами с применением пусть и дедовского, но, тем не менее, точного приспособления. Существует прибор, развал схождение с применением которого, выполнялось всегда, до появления стендов. Это – телескопическая линейка.

Но, прежде, чем приступать к регулировке развал схождения своими руками, нужно знать параметры регулировки.

Параметры развал схождения автомобиля

Естественно, все они могут быть точно определены и распечатаны только в результате компьютерной диагностики, что исключено при самостоятельной регулировке. Но, знать о их существовании просто необходимо, а регулировка развал схождения своими руками предполагает изменение всего двух из них.

Camber (передний развал) – это угол наклона колеса авто относительно дорожного покрытия в вертикальной плоскости. Развал отрицательный, если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля. Развал положительный, если наклон наружу.

Читать еще:  Описание предохранителей дэу нексия: характеристики, схема, фото и видео

Разность развалов – это разность развалов колес одной оси. Она не должна превышать 30′.

Partial Toe (переднее раздельное схождение) – угол между плоскостью, проходящей через центр колеса и продольной осью автомобиля.

Caster (продольный наклон оси поворота) – угол между вертикалью и осью поворота колеса. Разность кастеров колес (разность наклонов) не должна превышать 30′.

Знания этих параметров развал схождения вполне достаточно для того, чтобы провести регулировку.

Как самому отрегулировать развал схождение

Есть несколько вариантов регулировки. Например, с применением лазерного указателя. Этот вариант, по сравнению с телескопической линейкой, является более затратным по использованию приспособлений, в виде экранов.

Мы же, рассмотрим процесс регулировки развал схождения при помощи отвеса и телескопической линейки. Метод, который использовался в недалёком прошлом, и проверен на тысячах автомобилей.

Прежде, чем начать регулировку развал схождения

  • покрышки колес одной оси должны быть одного размера и модели;
  • все колесные диски должны быть совершенно идентичны по параметрам: вылет, ширина, посадочный размер. Кроме того, они должны быть (очень желательно) штатными;
  • определите положение руля при прямолинейном движении, и количество оборотов при повороте вправо и влево;
  • все детали и узлы подвески должны быть в исправном состоянии. Это касается амортизаторов, отсутствия люфта в рулевом управлении, шаровых опорах, тяги и рычаги не должны иметь механических повреждений и т.д.;
  • давление в колесах должно соответствовать параметрам производителя;

Материалы и оборудование для регулировки развал схождения своими силами

Площадка, на которой вы собираетесь проводить регулировку должна быть ровной, желательно чтобы была в наличии смотровая яма. Вам понадобится:

  • штатный набор инструментов (гаечные ключи);
  • мел;
  • шнур-отвес;
  • линейка;
  • телескопическая линейка.

Проводим регулировку угла развала колес

Передние колеса выставляем в режиме прямолинейного движения. По диаметру колеса вверху и внизу делаете отметки мелом. Отвес прикладываем к крылу кузова, и измеряем расстояние от шнура до обода.

Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колёса провернулись на 90 0 , и вновь проводим аналогичные измерения. Это делается для «чистоты» измерений с учетом отсутствия идеально ровных величин крыла и колеса.

При измерении разница в показаниях расстояний может быть в пределах ±3 мм. Записывайте результаты, полученные в ходе замеров.

Приступаем к регулировке. Для этого нужно снять колесо, отпустить болты крепления стойки амортизатора к поворотному кулаку. Сдвинуть поворотный кулак на расстояния, полученные в результате замера. Внутрь или наружу.

Угол развала отрегулирован. В обратном порядке всё возвращаем на место, и вновь проводим замеры.

У переднеприводных авто допустимая норма угла развала передних колес равна: -1/+1мм, у заднеприводных автомобилей +1/+3мм.

Проводим регулировку угла схождения колес

Условия регулировки и требования к автомобилю те же. Из материалов и оборудования нужны: мел и телескопическая линейка. Инструменты, соответственно.

На внутренней стороне покрышки делаете метки, вплотную к колесным дискам. Устанавливаете телескопическую линейку концами в метки на колесах. Совмещаете указатель на шкале с «0» и фиксируете шкалу.

При установке линейки следите за тем, чтобы она не касалась деталей и частей подвески и кузова автомобиля.

Прокатите авто вперед с таким расчетом, чтобы линейка сместилась назад, опять же не касаясь кузова и подвески. Проверка показания на шкале подскажет вам, как нужно отрегулировать рулевые тяги.

Показания расстояния между колесами стали меньше, значит, тяги нужно укоротить. Если больше, то удлинить. Регулировка длины тяг проводится муфтой.

Успехов вам при проведении регулировки развал схождения своими руками.

Развал — схождение колес: сход — развал своими руками

В процессе эксплуатации автомобиля опытные воители хорошо знают, что периодически нужно проверять развал-схождение, делать сход-развал после ремонта подвески и т.д. В некоторых случаях владельцы предпочитают заехать на развал даже после смены резины или же после попадания в серьезную яму или выбоину на дороге.

Далее мы рассмотрим, для чего нужна регулировка развал – схождения, а также как регулировка развала схождения может быть выполнена своими руками в условиях обычного гаража.

Регулировка и развал — схождения колес: что нужно знать

Прежде всего, развал и схождение зачастую регулируется на передней оси, то есть там, где стоят управляемые колеса, движущиеся в нескольких плоскостях. При этом на большом количестве машин развал не регулируется, то есть доступна регулировка только схождения колес.

Еще, сход-развал на многих авто с независимой многорычажной подвеской нужно делать и для колес на задней оси. Так или иначе, нужно знать, что такое сход развал и для чего он нужен, на что влияет и т.д.

Однако с учетом того, что колесо присоединено упруго, а не жестко, а также сама конструкция подвески включает в себя большое количество подвижных элементов, при езде колесо неизбежно отклоняется от вертикали. Более того, на передней оси колеса еще и поворачиваются по отношению к горизонтальной плоскости.

Вполне очевидно, что сохранения постоянного пятна контакта добиться попросту невозможно. Единственное, отклонения, а также то, как они влияют на устойчивость и управляемость авто, можно свести к минимуму. Еще можно получить желаемый результат с учетом конкретных задач, изменяя углы установки колес.

Если просто, при помощи развала и схождения можно обеспечить должную устойчивость, при этом управляемость несколько ухудшается. Если же нужна высокая управляемость, тогда при регулировках можно сделать упор именно на нее, однако устойчивость будет хуже. Для обычной гражданской машины указанные параметры балансируются так, чтобы авто был максимально безопасным.

  • Углы установки колес также бывают разными. Угол относительно продольной вертикальной оси колеса является развалом. Чтобы было понятнее, это угол, когда верхняя часть колеса может быть завалена как внутрь, так и наружу относительно кузова. Если колесо завалено внутрь, тогда угол развала отрицательный, если же наружу, это говорит о том, что развал положительный.

Установка угла развала позволяет снизить нагрузку на ступичный подшипник, также развал нужен, чтобы компенсировать изменения положения колеса по отношению к кузову в поворотах и при езде по неровностям.

Как уже было сказано выше, развал регулируется не на всех авто, так как для легковых автомобилей этот параметр уже заложен в конструкцию подвески. Можно только проверить развал, если есть отклонения, нужна диагностика подвески и т.д. Также на сбитый развал часто указывает неравномерный износ покрышки.

  • Схождение колес, как и развал, может быть как положительным, так и отрицательным. Схождение определяет параллельное расположение колес при прямолинейном движении (если смотреть сверху).

Если схождение положительное, расстояние между передними кромками колес будет меньше, чем между задними. Простыми словами, колеса условно «сходятся» друг с другом. Если же схождение отрицательное, тогда колеса «расходятся». Схождение напрямую влияет на управляемость автомобиля.

Если схождение отрицательное, машину нужно держать на дороге, подруливать, но реакции на руль намного острее и четче. Также отметим, что схождение задних колес оказывает влияние на управляемость автомобиля, однако не так явно, как в случае с передними колесами.

  • Следующим параметром является продольный угол наклона оси поворота колеса (кастор или кастер, он же угол продольного наклона шкворня.). Положительный кастор говорит о том, что ось «падает» назад, отрицательный соответственно, указывает на наклон вперед.

Кастор стабилизирует управляемые колеса на скорости. Если просто, руль и колеса стремятся всегда стать ровно «в ноль» (например, после выхода из поворота). Другими словами, при езде по прямой нет увода автомобиля.

Кастор на многих авто также не регулируется, так как параметр заложен конструктивно. Однако если такой увод появился и нет других причин, следует обращать отдельное внимание на угол продольного наклона оси поворота колеса. Повреждения и дефекты подвески и кузова могут привести к тому, что такой угол сбивается со всеми вытекающими последствиями.

  • Завершает список основных параметров поперечный угол наклона оси поворота, который нужен для выравнивания колес при движении с малой скоростью. Если просто, при повороте на стоящей машине оба колеса имеют свойство слегка опускаться относительно кузова (передняя часть машины слегка приподнимается).

Однако при начале движения масса автомобиля нагрузит передние колеса, которые будут стремиться занять положение для прямолинейного движения. Такой угол также не регулируется и заложен в конструкцию.

Чтобы избежать указанных проблем, нужно регулярно выполнять диагностику ходовой части, устранять неисправности, а также проверять и регулировать сход-развал. Для этого можно как посетить специализированные станции, так и отрегулировать схождение колес своими руками, сделать развал своими руками и т.д. Давайте остановимся на этом более подробно.

Регулировка развал — схождения своими руками

Начнем с того, что если нет желания изучать, как сделать развал схождение, можно сразу отравиться на станции, где есть специальные стенды. На мелких СТО могут быть простейшие оптические стенды, хотя сегодня самым современным считается компьютерный 3D стенд развал-схождения, имеющий камеры, мишени и т.д. Еще есть версии без камер, где имеются проводные или беспроводные датчики, которые ставятся на колеса.

Все показания от датчиков выводятся на экран, программа сравнивает данные с оптимальными показателями для той или иной модели авто, а специалисту остается отрегулировать расположение колеса путем вращения специальных регулировочных гаек, которые позволяют изменять доступные параметры (в зависимости от конкретного автомобиля).

  • Идем далее. Вполне очевидно, что при самостоятельной регулировке без стендов и спецоборудования нужно знать, в какую сторону вращать рулевую тягу для уменьшения схождения, выставляя продольный угол учитывать, на сколько нужно провернуть эксцентриковый болт, сколько шайб подложить под верхний рычаг для регулировки развала и т.д.

На деле, владельцы отечественных авто еще буквально 30 лет назад вполне успешно выполняли развал схождение ВАЗ, ГАЗ и других советских авто без стенда, датчиков и компьютера. В наборе должны быть только гаечные ключи, штангенциркуль, нити и отвесы.

При помощи таких простых решений можно отрегулировать углы развала и схождения своими руками. Регулировка сход-развала «по нитке» позволяет опытному мастеру выставить схождение передних колес и другие параметры, причем схождение своими руками можно отрегулировать не хуже, а порой даже и лучше, чем на стенде.

Как выполняется регулировка развала и регулировка схождения колес

Прежде всего, перед регулировкой развала-схождения (не важно, своими руками или на стенде), нужно первым делом проверить ходовую часть автомобиля, рулевое управление и т.д. Если подвеска и другие узлы нуждается в ремонте, тогда делать сход-развал нет никакого смысла.

Если с автомобилем все в порядке, тогда нужно выровнять давление в шинах и убрать из машины все тяжелые предметы (максимально разгрузить автомобиль). Завершив все приготовления, можно приступать к регулировкам.

В качестве примера рассмотрим, как сделать сход развал ВАЗ 2109. При этом данный способ можно практиковать и на многих других авто со схожей конструкцией ходовой части.

  • Автомобиль должен стоять на ровной площадке;
  • Далее нужно поставить на ободе колеса (наносится мелом) по диаметру две метки, расположенные вертикально (одна сверху, вторая снизу);
  • Затем нить с отвесом следует приложить к крылу, затем вдоль меток при помощи линейки или штангенциркуля замеряется расстояние от обода до шнура возле верхней метки, а также возле нижней. В норме разница должна быть около 3 мм;
  • С учетом того, что обод может иметь дефекты, нужно катнуть автомобиль так, чтобы колесо провернулось на 90 градусов;
  • Точно так же, как и в первый раз, наносятся 2 метки, замер повторяется;
  • Закончив с одним колесом, следует повторить процедуру на другом аналогичным образом. Результаты следует зафиксировать;
  • Далее машину нужно развернуть на 180 градусов, повторив замеры и сравнив их с предыдущими показателями.
  • После нужно снять колесо и при помощи двух ключей на 19 отпускаются два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку;
  • Теперь поворотный кулак сдвигается ключом на 19 за счет поворота головки болта внутрь или наружу на такое расстояние, чтобы выставить нужный угол развала;
  • Болты теперь можно затянуть, установить колесо на место, после чего качнуть машину нажатием на крыло;
  • Теперь замеры можно повторить. Далее следует отойти от автомобиля на небольшое расстояние, сравнив положение передних колес с плоскостью задних;
  • Если авто с задним приводом, угол развала должен быть около +1/+3мм, на авто с передним приводом нормальный развал от -1 /+1мм.
Читать еще:  Подборка полезных обсуждений о том, почему двигатель не заводится на горячую

Регулировка угла схождения колес упрощается при наличии специальной телескопической линейки (линейка для регулировки схождения со шкалой).

  • Машина загоняется на яму, руль ставится ровно в положении прямолинейного движения;
  • Перед тем, как регулировать схождение, нужно нанести мелом метки с внутренней стороны колес (одна метка на каждом колесе, метить нужно максимально близко к диску);
  • Сформировав в линейке нужный натяг, следует поставить ее, упирая концами в метки таким образом, чтобы корпус не имел контакта с кузовом или элементами подвески;
  • Путем легкого встряхивания линейки на подвижной шкале «ноль» совмещается с неподвижным указателем. После шкалу фиксируют;
  • Затем машину можно осторожно катнуть вперед так, чтобы сама линейка одновременно с колесами переместилась немного назад, не касаясь кузова и подвески;

Если спица руля стоит строго горизонтально, тогда можно будет заметить наличие или отсутствие смещения обоих колес как влево, так и вправо. Если такое смещение заметно, тогда следует выкрутить одну тягу, закручивая другую на одинаковое количество оборотов. Так удается убрать смещение.

Полезные советы

Как показывает практика, углы установки колес являются важным параметром и требуют постоянного контроля и регулировки. На деле, ремонт подвески, рулевого управления (например, замена амортизаторов и т.д.) приведет к тому, что установочные углы колес меняются. Также в процессе эксплуатации автомобиля указанные параметры постепенно изменяются (износ подвески, езда по неровностям и т.д.)

Чтобы упростить и ускорить регулировку развала и схождения после ремонта ходовой части, перед снятием деталей подвески рекомендуется все соединения метить, чтобы затем точно совместить их расположение по отношению друг к другу при обратной сборке.

Для этого можно использовать краску или наносить метки зубилом. Кстати, если работы затрагивают рулевые тяги, нужно считать число оборотов во время выкручивания наконечников из рулевых тяг.

Что касается развала – схождения, даже если с подвеской все в порядке, оптимально делать проверку и регулировку углов установи колес каждый раз после смены зимней и летней резины по сезону.

В свою очередь, отклонение некоторых параметров всего лишь на минуты (даже не градусы) от нормы может стать причиной того, что управляемости автомобиля заметно меняется в худшую сторону. По этой причине делать развал-схождение нужно только у проверенных специалистов.

При этом наличие современного оборудование не означает, что все регулировки будут выполнены правильно и максимально точно. Результат зависит, прежде всего, от опыта и квалификации самого специалиста.

В результате даже после регулировки на современном стенде нужно выполнить заезд на автомобиле. Если поведение машины на дороге вызывает нарекания, тогда нужно искать причину или выполнять регулировки повторно.

Опора стойки: что такое опорный подшипник амортизатора. Зачем нужны опорные подшипники стоек, признаки их неисправностей, замена опорных подшипников.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач МКПП: виды стандартного торможения на МКПП, экстренное и аварийное торможение, советы.

Что такое опоры (подушки) двигателя, на что влияют. Какие симптомы и признаки указывают на то, что порвана подушка двигателя. Диагностика опор, советы.

Педаль тормоза слишком тугая, не продавливается или стала мягкой, тормоза проваливаются: основные неисправности, диагностика и способы устранения неполадок.

Почему на машине тормоза скрипят, слышен скрежет тормозов, свист или писк при торможении: основные причины. Скрипят тормозные колодки, что делать водителю.

Как завести двигатель на автомобиле с автоматической коробкой передач: запуск двигателя с коробкой автомат АКПП, основные правила, на что обратить внимание.

Регулировка развал схождения своими руками

Многих интересует вопрос: как сделать развал схождение своими руками. Вроде бы зачем, когда почти каждый сервис и станция СТО в городе предлагает услуги по регулировке сход развала. Но ехать в автосервис, где действительно качественно его сделают, будет не дешево. А если Вы оказались за городом, кустарные мастерские просто высосут деньги и сделают работу при помощи старых методов, так зачем платить за такой сервис.

Углы развала, схождения колес можно отрегулировать самому, это не сложно. Для этого не обязательно наличие дорогого стенда, хватит подручных материалов.

Что такое развал схождение

Сделать сход развал это значит правильно выставить угол колес, при котором они соответствуют направлению движения. Не существует оптимального значения этого угла, все зависит от конкретной модели автомобиля, степени его загруженности. Ведь данный угол для пустого автомобиля и загруженного под завязку будет разный. Правильная регулировка обеспечивает не только отзывчивое поведение автомобиля, но и улучшает сцепление машины с дорогой.

Развал – вертикальный угол отклонения оси колеса от перпендикуляра дорожного покрытия. Он бывает как:

  1. Положительный – угол наклона верхней части направлен от продольной, центральной линии транспортного средства.
  2. Отрицательный – угол наклона верхней части направлен к продольной, центральной линии транспортного средства.

Регулировка угла обеспечивает большее пятно контакта с поверхностью дороги, тем самым улучшая сцепление с дорогой.

Схождение – угол между направлением движения колеса к плоскости вращения. Он тоже бывает:

  1. Положительный – колеса направленны друг к другу.
  2. Отрицательный – колеса направленны в разные стороны.

Вместе с развал схождением нужно выставить угол кастера. Он в не меньшей степени влияет на поведение автомобиля на дороге.

Когда нужно делать развал схождение

Как это не странно, необходимо при покупке автомобиля, дело в том, что для большинства автомобилей средней ценовой категории завод изготовитель ставит усредненные значения, которые должны подправлять дилеры. Зачастую эта работа не делается поэтому часто приходиться ехать из салона в сервис.

Выполнять плановую проверку надо раз в 20-25 тысяч километров. Приблизительно 2 раза в год, проще всего совместить этот процесс с сезонной сменой покрышек. Это цифра может меняться в зависимости от вашей манеры езды и качества дорожного покрытия.

Существуют так же внеплановые проверки:

  • колесо попало в яму с повреждением диска;
  • ремонт ходовой части (например, замена рулевых наконечников, шаровых опор, рулевых тяг, рулевого редуктора или рейки, маятникового рычага, стоек, пружин, сайлент-блоков, ступичного подшипника);
  • ремонт подвески;
  • изменение клиренса;
  • перебортовка;
  • отклонение автомобиля в сторону, при езде по прямой;
  • неравномерный сильный износ покрышек (особенно внешней или внутренней части);
  • изменение угла Аккермана;
  • плохое возвращение руля в исходное положение после маневра.

Важно знать, что вес в салоне, багажнике или крыше автомобиля так же сказывается на оптимальных углах. И если Вы все семьей решили отправиться в далекое путешествие на своем автомобиле, при этом полностью нагрузили его, то не плохо бы сделать развал схождение самостоятельно.

Как сделать развал схождение своими руками

Перед тем, как сделать сход развал самому, нужно убедиться в исправности подвески и рулевого управления. Поскольку бессмысленно что-то регулировать, если через несколько дней все опять собьется из-за неполадок в ходовой части. Особенно важно уделить внимание крестовине рулевого вала. Так же важно проверить давление в шинах, оно должно быть оптимальное.

В хороших сервисах регулировку делают на специальных стендах, используя современное оборудование, компьютерное вычисление углов. Но можно выполнить сход развал своими руками, без стенда. Для этого понадобится ровная поверхность, которая оснащена ямой или подъемником и набор инструментов:

  1. Мел.
  2. Линейка или штангенциркуль.
  3. Набор ключей.
  4. Веревка с отвесом.
  5. Телескопическая линейка.

Регулировка развала колес своими руками

Важно чтобы диски были ровные, на согнутых не получится выставить углы точно.

  1. Выставляем автомобиль на ровную поверхность, обязательно выравниваем колеса, что бы они смотрели прямо.
  2. Делаем засечки мелом сверху и снизу внешней стороны колеса.
  3. Теперь берем веревку с отвесом и закрепляем ее на крыле так, чтобы она неподвижно свешивалась параллельно плоскости диска и засечек. Для закрепления можно положить груз на нее или закрепить скотчем, изолентой.
  4. Прикладывая линейку или штангенциркуль к ободу сверху и снизу, делаем измерения расстояния от обода до веревки. Важно, во избежание погрешности делать замеры нужно не от покрышки, а от обода.
  5. Для чистоты измерений нужно повернуть колесо так, что бы оно сделало оборот на 90˚. Снова делаем засечки мелом, повторяем замеры.
  6. И опять поворачиваем колесо на 90˚ или на 180˚ от изначального положения, снова делаем замеры. Сильных отличий в замерах быть не должно, в ином случае, у Вас либо проблемы с ходовой частью и регулировка развала схождения колес своими руками тут не поможет. Либо при несильном отклонении 5-7 мм проводиться регулировка. Примерные погрешности должны составлять 1 мм для переднеприводных автомобилей, 1-3 мм для заднеприводных.
  7. Угол развала подбирается под каждую конкретную модель автомобиля и прописан заводом изготовителем.
  8. Снимаем колеса и срываем оба болта крепления кронштейна поворотного кулака.
  9. Двигаем поворотный кулак в нужную сторону, чтобы добиться угла указанного в базе данных по Вашему автомобилю, используя только что сделанные замеры.
  10. Закрепляем кронштейн, ставим колеса на место.

Регулировка схождения колес своими руками

  1. Автомобиль устанавливается на ровную площадку, выравниваются передние колеса с задними.
  2. Мелом ставим метки на внутренней стороне передних колес вплотную к ободу.
  3. Устанавливаем и фиксируем телескопическую линейку так, чтобы ее концы касались меток, но не задевали подвеску и другие детали автомобиля. Подвижную шкалу перемещаем до тех пор, пока 0 не совпадет с неподвижным указателем.
  4. Проезжаем на машине до тех пор, пока диски не повернуться на 180˚ или сделают полукруг, линейка должна оказаться на задней стороне колеса. Главное чтобы она ни за что не зацепилась.
  5. Смотрим на показатели, передние колеса должны быть направлены друг к другу, а значит расширяться в задней части, нужно подкрутить рулевую тягу ориентируясь на данные представленные заводом изготовителем. Тяга удлиняется, если передняя часть покрышки шире, нежели задняя. А если шире задняя, то ориентируемся по тому, сделать ли ее еще шире или наоборот.

Для регулировки схождения, надо сорвать и ослабить контргайку рулевой тяги. Далее прокрутите рулевую тягу на один оборот и сверьте показания, повторять до тех пор, пока погрешность не станет +-1 мм от оптимального значения. После чего затягивайте контргайку обратно.

Важно следить за пыльником, если он начинает скручиваться, то нужно ослабить муфту на нем и затянуть после завершения регулировки. Таким образом, Вы сделаете схождение колес в домашних условиях.

На что влияет развал схождение колес

Неправильно выставленный угол развал и схождение колес автомобиля, может являться причиной:

  • быстрого износа покрышек;
  • отклонения машины в сторону при езде по прямой;
  • увеличенного расхода топлива;
  • повышенной вероятности поломки подвески при езде по неровной дороге или наезде на препятствие;
  • плохой управляемости на прямых и поворотах.

Теперь Вы знаете, как сделать сход развал самому. Погрешность данного метода при скрупулезном подходе будет минимальной, даже при выполнении дома. Все что нужно это наличие времени и инструментов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector