Как залить масло в коробку: автомат и механика

Как залить масло в коробку: автомат и механика

Правильная доливка масла в автоматическую коробку передач

В автоматическую коробку передач льется смазка, отличающаяся от обычной, предназначающейся для МКПП. Данная жидкость называется ATF. Прежде чем доливать масло в трансмиссию, нужно измерить его объем, свериться с тем, что прописано в эксплуатационном руководстве. Для достоверного определения количества смазки в КПП проверку надо осуществлять, когда мотор еще нагрет.

Если поездка длилась долго (больше тридцати минут), то перед выполнением измерений позвольте движку проработать вхолостую минимум пару минут. За это время температура ATF понизится до нормальной.

Эксперты советуют прокатиться пять-семь километров для максимальной точности показаний. В противном случае есть шанс ошибки, можно недолить/перелить масляную жидкость.

Процедура измерения

Алгоритм, по которому нужно измерять объем трансмиссионной смазки, таков:

  1. Установите автомобиль на ровную поверхность.
  2. Прогоните селектор по всем режимам, не двигаясь с места. Это позволит разогнать автомасло по агрегату, что обеспечит максимальную точность показаний.
  3. Откройте капотную крышку, отыщите ручку щупа, который находится в автомате. Не перепутайте его с щупом двигателя. В автомобилях с передним приводом трансмиссионный щуп обыкновенно располагается около коробки-моста.
  4. Перед тем как измерять количество автомасла, достаньте щуп, оботрите его тряпочкой, чтобы просушить.
  5. Поставьте щуп назад, снова достаньте, внимательным образом осмотрите. Место, в котором он становится сухим, является меткой. Оцените, как она располагается касательно отметки «HOT». Если вы видите, что смазка не дошла до минимальной метки, залейте масло. Лучше всего, если отметка, которая показывает объем нефтепродукта, будет располагаться на одинаковом расстоянии от «ADD» и «FULL».
  6. Если вы измеряется объем масляной жидкости, не выполняя прогрев авто, принимайте во внимание, что разница показаний по сравнению с нагретой трансмиссией составит приблизительно шесть-семь миллиметров.

Щуп коробки передач

Цвет автомасла

Из-за того что трансмиссионные запчасти вращаются в агрегате на высоких скоростях, смазка вспенивается. Следовательно, автомасло становится неспособным справляться со своей основной задачей. Запчасти не смазываются должным образом, сгорают, КПП приходится заменять. Также вспенившийся нефтепродукт часто протекает сквозь сапун.

Приблизительно оценить состояние АКПП возможно по тому, как внешне выглядит автомасло для трансмиссии. Если оно красноватого оттенка, то все нормально. Если масло черное/коричневое, пахнет гарью, значит, в агрегате есть неполадки. Мелкие частицы черного цвета, плавающие в смазке, свидетельствуют о том, что разрушен фрикционный слой тормозных лент либо других деталей агрегата. Данные частицы можно увидеть, если осмотреть щуп.

Если в автоматическую коробку переключения передач проникает вода либо охладитель, масляная жидкость делается светло-розовой. В таком случае нужно тщательно диагностировать автоматику, снимая поддон.

Рекомендации специалистов

Как долить масло в АКПП? После определения количества смазки и обнаружения необходимости доливки, удостоверьтесь, что селектор находится в положении «P», мотор функционирует вхолостую. Желательно установить автомобиль на ручник, чтобы избежать неприятностей.

В эксплуатационном руководстве, которое прилагается к вашему транспортному средству, должно быть написано, какую марку смазки надо лить в автомобиль, в каком объеме. Зачастую название масла есть на щупе.

Также в руководстве указывается, как часто надо заменять расходник. Обычно интервал смены ATF составляет сто-двести тысяч километров. В действительности периодичность замены варьируется, зависит от эксплуатационных условий, качества дорог. Можно ли заменять масляную жидкость чаще, чем требуется? Если вы поменяете автомасло раньше, чем нужно, ничего страшного не случится.

Долить масло в коробку достаточно просто. Поставьте воронку в горловину, в которой был щуп (лучше использовать длинную воронку, она будет устойчивее). Аккуратно залейте в нее нужный объем нефтепродукта. Рекомендуется лить смазку порционно, чтобы избежать перелива. Перед началом доливки надо обязательно узнать, какое масло является оптимальным для вашей машины.

Сначала налейте 1 л автомасла. Затем опустите щуп в отверстие, если нужно, долейте 0,5 л расходника. Повторяйте процедуру, пока количество смазки не станет оптимальным.

Если вы приняли решение целиком поменять автомасло и помыть АКПП, то вам понадобится как минимум четыре-пять литров трансмиссионной смазочной жидкости. После окончания заливки поставьте щуп назад. Есть марки машин, в которых щуп нужно фиксировать до щелчка либо же проворачивать для закрепления. Затем надо завести мотор, прогнать селектор по всем режимам.

Следуйте советам автопроизводителя при подборе автомасла для трансмиссии. Не нужно перемешивать расходники различных изготовителей. При игнорировании рекомендаций вам, возможно, вскоре понадобится потратиться на дорогостоящие ремонтные работы. Если вы не уверены в собственных силах либо вам попросту лень этим заниматься, обратитесь к сотрудникам автосервиса. Они дольют смазку в агрегат, проведут диагностирование вашего автомобиля, выявят неисправности, которые имеются в транспортном средстве.

Масло для коробки передач

Смотрите также

Характеристики Декстрон 2 и 3 — в чем отличия

Присадки в АКПП

Неисправности гидротрансформатора АКПП

Дергания и пинки АКПП

Неисправности коробок передач

Замена автомобильного масла – основного смазочного материала, не дающего металлическим компонентам, соприкасающимся друг с другом, прийти в негодность, очень важная процедура. В статье пойдет речь о масле для КПП.

Роль масла в КПП

Разберемся для начала, почему так необходимо масло для коробки. Заглянем внутрь детали.

То, что в КПП есть шестерни, установленные на валах, которые, в свою очередь, вращаются на подшипниках и то, что шестерни соприкасаются друг с другом посредством зубьев – все это мы знаем.

Забываем же о том, что высокое давление и немалое продольное скольжение отрицательно сказывается на трансмиссионной жидкости, разрушает масляную пленку в зоне контакта трущихся деталей, приводит к заеданию металла и в итоге, разрушается все.

Важные свойства

Устранить отрицательные воздействия окружающей среды и неизбежных процессов механики призвано вязкое масло со специальными присадками. Оно способно обеспечить сохранность и малую восприимчивость масляной пленки к различным воздействиям. Полезно будет также знать, что еще на стадии производства шестерен и других деталей коробки, те покрывают фосфатом.

Что касается добавок, то трансмиссионные жидкости для коробок содержат те же вещества, что находятся в моторных смазках. Речь идет о противоизносных, вязкостно-температурных, противокоррозийных и других добавках. Только вот в трансмиссионной жидкости эти самые добавки смешивают в других пропорциях.

Кроме того, чтобы усилить масляную пленку, сделать ее прочнее, в жидкость добавляют соединения хлора, цинка, серы и фосфора – одним словом, целый букет из таблицы Менделеева. Зато образуются прочные пленки оксидов, отлично противостоящие высокому давлению и механическому воздействию.

Типы основ масла

Как и моторное масло, жидкость трансмиссионная имеет три разновидности или типа основ. Синтетическую, полусинтетическую и минеральную основы. Рассмотрим каждую из основ по отдельности, узнаем их назначение и роль.

Синтетическая основа

  • Она обладает лучшей текучестью по сравнению с минеральной. С другой стороны, при крайних изменениях рабочих температур, такие масла могут вызывать нежелательные утечки через сальники коробки передач. Особенно актуальна такая ситуация у авто с большим пробегом;
  • Есть у синтетических масел и преимущества кроме лучшей текучести. Так, густота синтетического масла меньше зависит от снижения температуры в холодное время года, что позволяет использовать их в более широком температурном диапазоне, делая из них всесезонку;

Полусинтетическая основа

  • Является неким гибридом, комбинированным вариантом, нечто средним между полной «синтетикой» и «минералкой»;
  • Это масло призвано обеспечивать улучшение ряда свойств минеральных масел, одновременно снижая высокую стоимость синтетических.

Минеральная основа

  • Считаются самыми потребляемыми, так сказать, популярными маслами, ввиду своей дешевизны;
  • Чтобы хоть как-то повысить качество минеральных масел, туда добавляется определенное количество присадок с большим содержанием серы.

Важно: помните, что ни в коем случае нельзя смешивать «синтетику» с минеральной основой или наоборот!

Различие масла по типу коробки

Кроме того, масла надо уметь отличать по их свойствам. На сегодняшний день известны два вида масел: для АКПП и для МКПП. Вот в чем их отличия.

Для МКПП

  • Масла для МКПП (или MTF) эффективно снимают механические нагрузки, смазывают пары трения, отводят тепло и частички ржавчины.

Следует знать, что все зубчатые передачи и находящиеся внутри них подшипники требуют смазывание погружением в масло и разбрызгиванием. В некоторых конструкциях (особо нагруженных или сложных механизмах) и такой смазки бывает недостаточно. Маслу в таких случаях обеспечивается принудительный подвод под давлением.

Для АКПП

  • Отличие масел для АКПП (маркируются они как ATF) в том, что к ним применимы более высокие требования, чем к смазке для МКПП. Это масло выполняет как бы роль передатчика механической энергии во всей трансмиссионной системе. Скорее, это гидравлическая жидкость, чем обычное масло;
  • Масла эти не только в состоянии смазывать зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, а также плавную работу фрикционных механизмов, лучше отводят тепло и защищают от коррозии;
  • Они имеют более высокий индекс вязкости и лучше сопротивляются пенообразованию;
  • Смазка ATF слабее воздействует на сальники и различные эластомеры, чем масло для МКПП;
  • Такие масла должны быть очень стойки и к окислению.

Часто на форумах задают такой вопрос: можно ли использовать масло для автомата в механических коробках. В обычные МКПП заливать данное масло нельзя, так как густота его ниже, и отсутствуют необходимые антифрикционные присадки. Но, имеются некоторые модели МКПП, в которых помимо обычного трансмиссионного масла использование ATF (Automatic Transmission Fluid) также предусмотрено производителем. Например, такие коробки передач устанавливались на некоторые старые модели Мерседес. Если же говорить в целом – то делать этого не стоит.

Таблица известных масел для АКПП

Марка Описание Предназначение
Dexron 3 Масло для АКПП, соответствующее последним требованиям ведущих производителей Для автомобилей с коробками Степ-троник, Тип-троник, АКПП и так далее
Евромакс ATF Специальная жидкость для АКПП иномарок очень высокого стандарта качества Коробки Форд Меркон, Крайслер, Мицубиси Диамонд, Ниссан, Тойота и т.д
Мобил Делвак ATF Масло для АКПП, исключительно хорошо работающее при минусовых температурах Грузовики с АКПП, автобусы, легковые автомобили и т.д
Тойота ATF Масло со специальными добавками, защищающими от коррозии и чрезмерного износа Коробки автомобилей Тойота и Лексус
Хонда ATF Масло с использованием специальных ингредиентов, защищающих сальники и уплотнительные кольца Коробки АКПП всех моделей Хонда

Классификация масла по степени вязкости

С основой разобрались, теперь переходим к одной из самых важных характеристик – особенностям конкретного масла и классификации по степени вязкости SAE и API.

Классификация API подразумевает разделение всех известных трансмиссионных масел на 7 групп, самыми распространенными из которых являются GL-4 (умеренные нагрузки) и GL-5 (жесткие, экстремальные нагрузки).

Классификация SAE (подробно об этой классификации можно прочитать в других статьях нашего сайта) условно делит масла на 3 группы: зимние/летние/всесезонка.

Читать еще:  Замена переднего сальника коленвала ваз 2107

Ниже мы видим таблицу, в которой приведены самые популярные трансмиссионные масла и значится их вязкость, а также различные важные свойства.

Марка масла SAE Особенности API
Мобил 1 SHC 75W/90 Универсальное СНТ* всесезонка (предназначение – МКПП, гипоидные и другие передачи) GL4
Лукойл ТМ-5 75W/90 Разработано специально для МКПП с любыми типами зубчатых передач – ПСНТ** GL5
Кастрол Сантранс Трансаксл 75W/90 Полностью СНТ (предназначение – МКПП, раздатка, КПП в блоке с главными передачами) GL4
Мобил GX 80W Предназначение – комбинированные КПП/передний привод GL4
Лукойл ТМ-5 85W/90 Разработано для МКПП/АКПП, раздатки, рулевого управления — ПСНТ GL5
Тойота 75W/90 Оригинальное масло СНТ (предназначение МКПП, гипоидные передачи редуктора заднего моста, рулевой колонки) GL4/GL5

Рекомендуемые трансмиссионные жидкости для некоторых моделей отечественных и зарубежных авто.

Марка/модель авто Рекомендуемое масло API
ВАЗ (классика) 75W/90 СНТ или ПСНТ (Зик, Лукойл, Кастрол) GL4/5
Лада Приора/Калина 75W/90 или 80W/85 (Лукойл ТМ-4/ТМ-5, Шелл Трансаксл) GL4
Форд Фокус 2 75W/90 или 80W/90 ПСНТ (Форд Сервис или другие рекомендованные); для АКПП – Меркон V Форд GL-4/5
Хендаи 75W/90 (Hyundai Kia MTF, Кастрол Универсал); для АКПП – (Hyundai Kia ATF, Диамонд ATF SP-3 или SK ATF SP-3) GL-4
Киа 75W/90 СНТ (Hyundai Kia MTF, Mobil 1); для АКПП (Hyundai Kia ATF) GL4

Замена масла в коробке передач

Масло для КПП не во всех марках авто подлежит замене. Известны некоторые дорогостоящие модели машин, в которых замена не предусматривается самим производителем. Как правило, это автомобили с новым типом АКПП, где жидкость залита на весь срок службы (совпадающий со сроком службы самого авто). В таких КПП даже не имеется щупа, чтобы проверить уровень.

Вот, к примеру, модели авто, в которых замена не предусматривается:

  • На немецких автомобилях, уже после 90-х годов выпуска, ставятся коробки без щупа;
  • Акура RL с АКПП типа MJBA;
  • Шевроле Юкон с АКПП типа 6L80;
  • Форд Мондео с АКПП FMX;
  • Хонда CR-V последних годов выпуска и многие другие

Но все это, как бы поверхностно и на практике дела обстоят немного иначе. Может потребоваться замена, если обнаружилась проблема в коробке. В любом случае нужна будет диагностика (с определением уровня по сканеру и графику) и заменой лучше, чтобы занялись специалисты.

Оставим в покое дорогостоящие модели авто и перейдем к обычным. В коробках этих машин рекомендуется проводить замену через каждые 80 тыс. км пробега, что примерно составляет 2 года. Но и здесь не все сходится. Опять же, все это относится к классическому, так сказать сценарию, подразумевая, что автомобиль редко попадает в городские пробки, климат страны, где проживает водитель умеренный, а качество дорог не вызывает сомнений (как в Германии, например). У нас в стране, где условия вождения чуть ли не экстремальные, проводить замену актуально не через каждые 80 тыс. км и даже не через 40 тыс. км пробега, а через каждые 25 тыс. И это не громкие слова, а реалии нашей жизни. Тем самым, мы позаботимся о коробке и не дадим ей выйти из строя раньше времени.

Есть и другой вариант. Смазку можно осмотреть визуально и определить ее состояние. Так, если заметно, что жидкость изменила цвет на более темный или приобрела запах горелого, ждать плановой замены уже глупо. Срочно обращайтесь в сервис, где сначала проведут диагностику, а потом заменят масло.

Заключение

Сегодня примерная стоимость масел для АКПП составляет 250-1000 рублей за литр. Самым дорогим считается французское масло Мотул ATF, а одним из дешевых – американское Шеврон ATF. Масла для МКПП начинаются от 100 рублей за литр.

Время не стоит на месте. Появляются новые сорта масел, становятся доступными импортные фирменные продукты, изменяются рекомендации. Автомобилисту надо быть в курсе последних событий, как и специалисту в любой другой области. Периодически проверяйте качество масла, проводите диагностику и состояние коробки.

Замена трансмиссионного масла в коробке автомат и механике

Надо ли менять

Речь в статье пойдет о замене масла в коробках передач: автоматической (АКПП), и механической (МКПП). Под понятие автомат подпадают вариаторы и другие типы автоматических коробок.

Очень часто приходится слышать вопрос: надо ли менять масло в коробке автомат, но при этом ни у кого не возникает такого же вопроса про замену трансмиссионного масла в механике. Словно автоматическая коробка — это что-то божественное, а замена ATF в ней просто баловство.

ATF (Automatic transmission fluid) – жидкость для автоматической трансмиссии. Высокотехнологичное масло, которое значительно жиже и текучей своего собрата для механики, не случайно оно не участвует в классификации по SAE.

К ATF применяется множество требований, среди которых:

  • совместимость со всеми материалами, используемыми при производстве автоматических коробок;
  • способность выдерживать как предельно высокие, так и предельно низкие температуры, сохраняя текучесть;
  • устойчивость к вспениванию и коррозии.

Миф о том, что масло в автоматах менять не нужно зародился благодаря самим производителям автомобилей с АКПП.

Они так и указывают в технической документации, что ATF в коробку заливается на весь срок службы. Правда редко при этом уточняют, что весь срок службы — величина относительная, по мнению европейских производителей это примерно 100-150 тысяч пробега, или 3-5 лет эксплуатации.

Согласитесь, для нашей страны автомобиль с пробегом 100 тысяч километров юн и свеж, а множество подержанных иномарок только пересекают границу с такими показателями на одометре и ездят куда дольше.

Потом кому-то пришло в голову продукты износа деталей АКПП (фрикционов и т.д.), назвать полезными отложениями. И вот люди уже готовы с пеной у рта доказывать, что замена масла в автомате зло. Отсюда возникает вопрос: эксплуатировать новый автомобиль на автомате вредно? Ведь в новой АКПП полезные отложения отсутствуют напрочь.

Как часто менять

Теперь, когда вопрос относительно необходимости процедуры решен, поговорим о том, как часто менять масло в АКПП.

Если нет прямой рекомендации производителя относительно частоты, это следует делать каждые 50-70 тысяч пробега.

Почему у ATF такой долгий срок службы:

  1. Отсутствуют продукты сгорания, как в случае с моторным маслом.
  2. Нет расхода на угар.

Но это не отменяет необходимость контролировать уровень жидкости и ее состояние. Делайте это каждые 10 тысяч километров, при недостатке ее нужно долить, если она помутнела или загустела – пришла пора подумать о замене.

Замена масла в коробке автомат

Есть несколько способов поменять масло в АКПП:

  • частичная замена;
  • самостоятельная, полная;
  • аппаратная в специализированном сервисе.

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их подробно. Для любого из них необходимо наличие ямы или подъемника, для полноценного доступа к днищу автомобиля.

Частичная замена

Необходимо открутить сливную пробку на картере АКПП и дать стечь маслу. После этого снять поддон, промыть его и магнит (если таковой имеется), от полезных отложений, и обязательно заменить фильтрующий элемент. Такой способ позволяет заменить до 30-40% от общего объема жидкости, и добиться осветления ATF.

Конечно в данном случае речь не идет о полноценной замене, поскольку в гидротрансформаторе и радиаторе остается старое масло.

Можно повторить процедуру несколько раз, проезжая между каждой примерно 100 км, это позволит смешаться новому и старому маслам. Если вы планируете поступить именно так, то промывку поддона и смену фильтра оставьте на последний этап.

  • Плюсы: небольшие расходы на замену.
  • Минусы: заменой можно назвать условно, это скорее осветление жидкости, для успокоения владельца.

Полная замена

Полная замена масла в АКПП своими руками подразумевает его слив не только из картера, но и из бублика.

Бублик – гидротрансформатор в автоматической коробке передач, в том числе и вариаторной, выполняет роль редуктора, передавая крутящий момент за счет энергии потоков жидкости. Конструкция бубликов в АКПП до 2000 года, зачастую включала в себя сливное отверстие, что значительно упрощало процесс замены ATF.

Если сливное отверстие есть, то после того как откручен поддон картера, необходимо выкрутить болт бублика и дождаться когда стечет жидкость. Если же в гидротрансформаторе болта нет, можно поступить следующим образом.

После слива и замены фильтра устанавливаем поддон на место. Свежая жидкость заливается до необходимого уровня. Затем от радиатора отсоединяются маслоотводящие трубки и заводится мотор. При этом из шлангов начинает течь жидкость. Как только ее цвет покажется вам достаточно свежим, можно заглушить двигатель и закрепить трубки на место. Вновь заливаем ATF в коробку, в объеме равном тому, который вытек.

Автовладельцы, считающие что даже кратковременная работа коробки без масла может ей серьезно повредить, могут использовать метод, при котором заводить двигатель не требуется. Для этого понадобится компрессор.

Все процедуры выполняются в том же порядке, только вместо того чтобы завести двигатель, начинаем продувать систему через трубку «обратки». Воздух вытесняет старое масло из другой. Будьте осторожны, масло может выходить под давлением. Как только вытекать начнет свежее, можно завершить процедуру и долить ATF.

После того как машина проедет несколько километров, требуется проверить уровень жидкости и при необходимости долить ее.

  • Плюсы: практически полная замена.
  • Минусы: большой расход масла (денежных средств).

С помощью аппарата для замены масла

Самый дорогостоящий метод замены в коробке автомат – аппаратный, обычно его называют методом продавливания (вытеснения). Специализирующие на данной услуге автосервисы, имеют в своем распоряжении аппарат для замены масла в АКПП. Установка подключается к системе, и поддерживая рабочее давление в ней, она постепенно вытеснит старую ATF из коробки.

Бытует мнение, что метод вытеснения имеет существенный недостаток. Якобы, в этом случае нарушается штатный маршрут движения жидкости в самой коробке и бублике, и отложения могут засорить клапана и каналы. Насколько эти опасения обоснованы судить сложно.

  • Плюсы: вам ничего не нужно делать своими руками.
  • Минусы: масло при таком способе необходимо в большом количестве, до 30 литров, а это серьезные расходы.
Читать еще:  Как поменять колодки на ланосе

Замена масла в МКПП

Зачем менять

Масло в механике меняется для того, чтобы удалить продукты отработки из коробки, к тому же со временем оно теряет свои рабочие характеристики.

Интервалы замены трансмиссионного масла в механике составляет 40-50 тысяч пробега.

Какое выбрать

При этом выбирая масло следует исходить из рекомендаций производителя как по SAE (вязкости), так и по API (эксплуатационные свойства). И если вязкость определяет лишь то, насколько тяжело будет заводить двигатель и переключать передачи в сильный мороз (пока масло не прогреется), то второй параметр особенно важен.

Например, спирально-конические передачи допускают применение масел категории GL-3, а вот гипоидные требуют не меньше чем GL-5, в них содержатся противозадирные присадки.

Как поменять

В механической коробке передач произвести замену значительно проще — большинство коробок оснащаются сливным отверстием.

Не забудьте извлечь щуп перед тем как слить старое масло, так оно будет стекать значительно быстрее.

После этого верните сливную пробку на место и залейте свежее масло до необходимого уровня. На большинстве коробок доступ к заливной горловине (отверстие для щупа) затруднен. Для запрессовки масла в механическую коробку продаются специальные шприцы, но значительно проще изготовить устройство самостоятельно. К обычной воронке прикрепить кусок шланга подходящего диаметра и длины.

Сложнее с заменой в коробках, на которых не предусмотрено сливное отверстие.

Любители поспорить о том, что отсутствие слива говорит о вечной коробке, рекомендуем вернуться к началу статьи и прочитать о том, что означает выражение «на весь срок службы» и почему любое надо менять.

На некоторых коробках имеется поддон картера, например Chevrolet Lacetti, можно слить масло открутив его. При отсутствии такового, откачивают масло через контрольное отверстие с помощью шприца, или самодельной конструкции вроде этой.

Практически в любом автосервисе вам смогут предложить вакуумную замену. Это самый быстрый и удобный способ.

Замена масла в коробке передач является обязательной процедурой для тех, кто планирует долго и с минимальными затратами эксплуатировать автомобиль.

Интервал замены масла – каждые 50-70 тысяч километров. Если вы купили новую машину и планируете продать ее через 2-3 года, тогда можете не заморачиваться на такие пустяки, повышенные факторы износа коснутся в лучшем случае следующих владельцев автомобиля.

Масло для коробки передач

Смотрите также

Характеристики Декстрон 2 и 3 — в чем отличия

Присадки в АКПП

Неисправности гидротрансформатора АКПП

Дергания и пинки АКПП

Неисправности коробок передач

Замена автомобильного масла – основного смазочного материала, не дающего металлическим компонентам, соприкасающимся друг с другом, прийти в негодность, очень важная процедура. В статье пойдет речь о масле для КПП.

Роль масла в КПП

Разберемся для начала, почему так необходимо масло для коробки. Заглянем внутрь детали.

То, что в КПП есть шестерни, установленные на валах, которые, в свою очередь, вращаются на подшипниках и то, что шестерни соприкасаются друг с другом посредством зубьев – все это мы знаем.

Забываем же о том, что высокое давление и немалое продольное скольжение отрицательно сказывается на трансмиссионной жидкости, разрушает масляную пленку в зоне контакта трущихся деталей, приводит к заеданию металла и в итоге, разрушается все.

Важные свойства

Устранить отрицательные воздействия окружающей среды и неизбежных процессов механики призвано вязкое масло со специальными присадками. Оно способно обеспечить сохранность и малую восприимчивость масляной пленки к различным воздействиям. Полезно будет также знать, что еще на стадии производства шестерен и других деталей коробки, те покрывают фосфатом.

Что касается добавок, то трансмиссионные жидкости для коробок содержат те же вещества, что находятся в моторных смазках. Речь идет о противоизносных, вязкостно-температурных, противокоррозийных и других добавках. Только вот в трансмиссионной жидкости эти самые добавки смешивают в других пропорциях.

Кроме того, чтобы усилить масляную пленку, сделать ее прочнее, в жидкость добавляют соединения хлора, цинка, серы и фосфора – одним словом, целый букет из таблицы Менделеева. Зато образуются прочные пленки оксидов, отлично противостоящие высокому давлению и механическому воздействию.

Типы основ масла

Как и моторное масло, жидкость трансмиссионная имеет три разновидности или типа основ. Синтетическую, полусинтетическую и минеральную основы. Рассмотрим каждую из основ по отдельности, узнаем их назначение и роль.

Синтетическая основа

  • Она обладает лучшей текучестью по сравнению с минеральной. С другой стороны, при крайних изменениях рабочих температур, такие масла могут вызывать нежелательные утечки через сальники коробки передач. Особенно актуальна такая ситуация у авто с большим пробегом;
  • Есть у синтетических масел и преимущества кроме лучшей текучести. Так, густота синтетического масла меньше зависит от снижения температуры в холодное время года, что позволяет использовать их в более широком температурном диапазоне, делая из них всесезонку;

Полусинтетическая основа

  • Является неким гибридом, комбинированным вариантом, нечто средним между полной «синтетикой» и «минералкой»;
  • Это масло призвано обеспечивать улучшение ряда свойств минеральных масел, одновременно снижая высокую стоимость синтетических.

Минеральная основа

  • Считаются самыми потребляемыми, так сказать, популярными маслами, ввиду своей дешевизны;
  • Чтобы хоть как-то повысить качество минеральных масел, туда добавляется определенное количество присадок с большим содержанием серы.

Важно: помните, что ни в коем случае нельзя смешивать «синтетику» с минеральной основой или наоборот!

Различие масла по типу коробки

Кроме того, масла надо уметь отличать по их свойствам. На сегодняшний день известны два вида масел: для АКПП и для МКПП. Вот в чем их отличия.

Для МКПП

  • Масла для МКПП (или MTF) эффективно снимают механические нагрузки, смазывают пары трения, отводят тепло и частички ржавчины.

Следует знать, что все зубчатые передачи и находящиеся внутри них подшипники требуют смазывание погружением в масло и разбрызгиванием. В некоторых конструкциях (особо нагруженных или сложных механизмах) и такой смазки бывает недостаточно. Маслу в таких случаях обеспечивается принудительный подвод под давлением.

Для АКПП

  • Отличие масел для АКПП (маркируются они как ATF) в том, что к ним применимы более высокие требования, чем к смазке для МКПП. Это масло выполняет как бы роль передатчика механической энергии во всей трансмиссионной системе. Скорее, это гидравлическая жидкость, чем обычное масло;
  • Масла эти не только в состоянии смазывать зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, а также плавную работу фрикционных механизмов, лучше отводят тепло и защищают от коррозии;
  • Они имеют более высокий индекс вязкости и лучше сопротивляются пенообразованию;
  • Смазка ATF слабее воздействует на сальники и различные эластомеры, чем масло для МКПП;
  • Такие масла должны быть очень стойки и к окислению.

Часто на форумах задают такой вопрос: можно ли использовать масло для автомата в механических коробках. В обычные МКПП заливать данное масло нельзя, так как густота его ниже, и отсутствуют необходимые антифрикционные присадки. Но, имеются некоторые модели МКПП, в которых помимо обычного трансмиссионного масла использование ATF (Automatic Transmission Fluid) также предусмотрено производителем. Например, такие коробки передач устанавливались на некоторые старые модели Мерседес. Если же говорить в целом – то делать этого не стоит.

Таблица известных масел для АКПП

Марка Описание Предназначение
Dexron 3 Масло для АКПП, соответствующее последним требованиям ведущих производителей Для автомобилей с коробками Степ-троник, Тип-троник, АКПП и так далее
Евромакс ATF Специальная жидкость для АКПП иномарок очень высокого стандарта качества Коробки Форд Меркон, Крайслер, Мицубиси Диамонд, Ниссан, Тойота и т.д
Мобил Делвак ATF Масло для АКПП, исключительно хорошо работающее при минусовых температурах Грузовики с АКПП, автобусы, легковые автомобили и т.д
Тойота ATF Масло со специальными добавками, защищающими от коррозии и чрезмерного износа Коробки автомобилей Тойота и Лексус
Хонда ATF Масло с использованием специальных ингредиентов, защищающих сальники и уплотнительные кольца Коробки АКПП всех моделей Хонда

Классификация масла по степени вязкости

С основой разобрались, теперь переходим к одной из самых важных характеристик – особенностям конкретного масла и классификации по степени вязкости SAE и API.

Классификация API подразумевает разделение всех известных трансмиссионных масел на 7 групп, самыми распространенными из которых являются GL-4 (умеренные нагрузки) и GL-5 (жесткие, экстремальные нагрузки).

Классификация SAE (подробно об этой классификации можно прочитать в других статьях нашего сайта) условно делит масла на 3 группы: зимние/летние/всесезонка.

Ниже мы видим таблицу, в которой приведены самые популярные трансмиссионные масла и значится их вязкость, а также различные важные свойства.

Марка масла SAE Особенности API
Мобил 1 SHC 75W/90 Универсальное СНТ* всесезонка (предназначение – МКПП, гипоидные и другие передачи) GL4
Лукойл ТМ-5 75W/90 Разработано специально для МКПП с любыми типами зубчатых передач – ПСНТ** GL5
Кастрол Сантранс Трансаксл 75W/90 Полностью СНТ (предназначение – МКПП, раздатка, КПП в блоке с главными передачами) GL4
Мобил GX 80W Предназначение – комбинированные КПП/передний привод GL4
Лукойл ТМ-5 85W/90 Разработано для МКПП/АКПП, раздатки, рулевого управления — ПСНТ GL5
Тойота 75W/90 Оригинальное масло СНТ (предназначение МКПП, гипоидные передачи редуктора заднего моста, рулевой колонки) GL4/GL5

Рекомендуемые трансмиссионные жидкости для некоторых моделей отечественных и зарубежных авто.

Марка/модель авто Рекомендуемое масло API
ВАЗ (классика) 75W/90 СНТ или ПСНТ (Зик, Лукойл, Кастрол) GL4/5
Лада Приора/Калина 75W/90 или 80W/85 (Лукойл ТМ-4/ТМ-5, Шелл Трансаксл) GL4
Форд Фокус 2 75W/90 или 80W/90 ПСНТ (Форд Сервис или другие рекомендованные); для АКПП – Меркон V Форд GL-4/5
Хендаи 75W/90 (Hyundai Kia MTF, Кастрол Универсал); для АКПП – (Hyundai Kia ATF, Диамонд ATF SP-3 или SK ATF SP-3) GL-4
Киа 75W/90 СНТ (Hyundai Kia MTF, Mobil 1); для АКПП (Hyundai Kia ATF) GL4

Замена масла в коробке передач

Масло для КПП не во всех марках авто подлежит замене. Известны некоторые дорогостоящие модели машин, в которых замена не предусматривается самим производителем. Как правило, это автомобили с новым типом АКПП, где жидкость залита на весь срок службы (совпадающий со сроком службы самого авто). В таких КПП даже не имеется щупа, чтобы проверить уровень.

Вот, к примеру, модели авто, в которых замена не предусматривается:

  • На немецких автомобилях, уже после 90-х годов выпуска, ставятся коробки без щупа;
  • Акура RL с АКПП типа MJBA;
  • Шевроле Юкон с АКПП типа 6L80;
  • Форд Мондео с АКПП FMX;
  • Хонда CR-V последних годов выпуска и многие другие
Читать еще:  Как же правильно выбрать масло в кпп газель: объем, подбор и замена

Но все это, как бы поверхностно и на практике дела обстоят немного иначе. Может потребоваться замена, если обнаружилась проблема в коробке. В любом случае нужна будет диагностика (с определением уровня по сканеру и графику) и заменой лучше, чтобы занялись специалисты.

Оставим в покое дорогостоящие модели авто и перейдем к обычным. В коробках этих машин рекомендуется проводить замену через каждые 80 тыс. км пробега, что примерно составляет 2 года. Но и здесь не все сходится. Опять же, все это относится к классическому, так сказать сценарию, подразумевая, что автомобиль редко попадает в городские пробки, климат страны, где проживает водитель умеренный, а качество дорог не вызывает сомнений (как в Германии, например). У нас в стране, где условия вождения чуть ли не экстремальные, проводить замену актуально не через каждые 80 тыс. км и даже не через 40 тыс. км пробега, а через каждые 25 тыс. И это не громкие слова, а реалии нашей жизни. Тем самым, мы позаботимся о коробке и не дадим ей выйти из строя раньше времени.

Есть и другой вариант. Смазку можно осмотреть визуально и определить ее состояние. Так, если заметно, что жидкость изменила цвет на более темный или приобрела запах горелого, ждать плановой замены уже глупо. Срочно обращайтесь в сервис, где сначала проведут диагностику, а потом заменят масло.

Заключение

Сегодня примерная стоимость масел для АКПП составляет 250-1000 рублей за литр. Самым дорогим считается французское масло Мотул ATF, а одним из дешевых – американское Шеврон ATF. Масла для МКПП начинаются от 100 рублей за литр.

Время не стоит на месте. Появляются новые сорта масел, становятся доступными импортные фирменные продукты, изменяются рекомендации. Автомобилисту надо быть в курсе последних событий, как и специалисту в любой другой области. Периодически проверяйте качество масла, проводите диагностику и состояние коробки.

Замена масла в АКПП

Все больше автомобилей сейчас выпускаются с автоматической коробкой передач. Такая коробка удобна в эксплуатации, количество операций по управлению авто, которые выполняет водитель во время движения меньше, чем у авто с механическими коробками. В этом и заключается преимущество АКПП.

Но учтите, что конструкция такой коробки сложнее механической. Состоит она из гидротрансформатора, коробки передач, сформированной из планетарного ряда и системы управления.

Еще одним важным элементом автоматической коробки является залитое в нее масло. Если в механической коробке передач масло служит только для снижения трения между шестернями валов, то в автоматической коробке функция масла — передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Поскольку работа такой коробки сопровождается повышенным трением и нагревом узлов, то масло производит и охлаждение этих узлов. При этом обязанности в произведении смазки узлов с этого масла никто не снимал.

Масло в автоматических коробках выполняет ряд важнейших функций, является одним из элементов, участвующих в передаче крутящего момента, поэтому за маслом в АКПП следите постоянно. Дополнительно периодическая проверка масла даёт представление об общем состоянии коробки передач.

Видео: ЗАМЕНА масла в АКПП! Полная или частичная? Вопрос касается всех!

СОСТАВ МАСЛА, ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Масла для автоматических трансмиссий обозначаются производителями маркировкой ATF. Состоит такое масло из основы – минеральной, синтетической и полусинтетика – смеси двух предыдущих. Помимо основы имеется еще пакет присадок к АТФ:

  1. Моющие.
  2. Ингибиторы коррозии.
  3. Антиизносные.
  4. Модификаторы трения.
  5. Повышающие вязкость.
  6. Предотвращающие закипание.
  7. Противопенные.
  8. Снижающие вредное воздействие на резинотехнические элементы.

Большое количество всевозможных присадок приводит к тому, что у АТФ имеется определенный ресурс, после выработки которого масло перестает полноценно выполнять свои функции. Если вовремя не произвести замену, износ коробки автомата увеличится, что вскоре приведет к потребности проведения капитального ремонта.

Это условие эксплуатации трансмиссионного масла привело к тому, что данное масло входит в состав расходных материалов, требующих периодической замены. Установлено, что средняя продолжительность эксплуатации составляет 50-60 тыс. км. Однако на ресурс влияют еще факторы, которые могут привести к преждевременной потребности в замене:

  • авто с такой КПП часто попадает в пробки, где движение замедленно, и она испытывает перегрузки;
  • авто часто эксплуатируется по бездорожью;
  • агрессивный стиль вождения водителя.

Это приводит к тому, что замена масла в АКПП потребуется уже через 40 тыс. км.

ВИДЫ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

Чтобы определить, требуется ли замена масла в АКПП, вытяните щуп, визуально оцените состояние залитой АТФ. Потемневшее, но прозрачное масло сигнализирует о том, что состояние АКПП хорошее, и замена не требуется. Если же масло стало мутным – то требуется замена. Еще один сигнал — появление специфического горелого запаха от масла. Это указывает, что КПП работала на предельных нагрузках.

Цвет масла в АКПП в зависимости от его состояния.

Наличие мелких примесей в масле уже сигнализирует, что происходит интенсивный износ элементов автомате и вскоре потребуется капитальный ремонт.

Даже если авто эксплуатировалось мало, и масло за несколько лет даже не выработало ресурс, все же его следует заменить.

Существует два способа замены – частична и полная. Если разобраться, то частичная замена – это восстановление свойств масла путем частичного замещения части отработанного АТФ на новое.

ЧАСТИЧНАЯ ЗАМЕНА АТФ В АВТОМАТЕ

Данная операция несложная и вполне выполнимая в гаражных условиях. Но для ее выполнения учитывайте одно очень важное условие – нужно точно знать, какое масло залито в коробку передач. Если же информации по залитому маслу нет, лучше проводить полную замену.

При смене АТФ производится и чистка поддона и фильтра. Некоторые фильтр не чистят, а попросту заменяют.

Чтобы произвести частичную замену, авто загоняется на яму. Из инструментов понадобится только набор ключей. Запасайтесь новым маслом, емкостями для слива, желательно с отметками для определения количества слитой жидкости, новым фильтром и прокладкой поддона, бензином и ветошью.

Для слива откручивается сливная пробка КПП, перед этим под нее установить емкость. Через эту пробку стечет половина всего АТФ, которое используется в КПП. После слива откручивается поддон, что обеспечит доступ к фильтру. При этом в поддоне будет небольшое количество масла, которое тоже сливаете в емкость. Сам поддон и магниты, которые установлены в нем, нужно тщательно вымыть бензином и вытереть.

Фильтр откручивается и тоже промывается в бензине. Если имеется новый фильтр, то он устанавливается на место старого. Затем поддон ставится на место, предварительно заменяется его прокладка.

После установки поддона через отверстие для щупа посредством воронки заливается такое же количество масла, которое было слито. После заливки проверяем уровень, затем запускаем двигатель, и на холостых оборотах перемещаем селектор КПП переменно во все положения.

Некоторые автолюбители производят двойную частичную замену, чтобы увеличить часть нового в общем объеме АТФ, залитой в КПП. Для этого операция по сливу и доливке производится еще раз.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: ПРАВИЛЬНАЯ Замена масла в АКПП (своими руками)

ПОЛНАЯ ЗАМЕНА МАСЛА АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Полная замена масла АКПП в гаражных условиях – операция более трудоемкая. Помимо слива части АТФ через сливную пробку, очистки поддона и замены фильтра, она включает еще часть действий.

Так, после частичной замены, двигатель не запускается, поскольку потребуется еще сливать, но уже из радиатора. Для этого определите, какой из патрубков, идущих к радиатору КПП, является обраткой. Отсоедините его от КПП, он должен быть подсоединен только к радиатору.

Конец этого патрубка опускается в литровую емкость, после чего уже запускается двигатель. Насос коробки передач обеспечит циркуляцию жидкости, и она начнет вытеснять «старую» из радиатора. После заполнения емкости двигатель останавливается, и в КПП доливается количество жидкости, идентичное слитому. Такая операция проводится несколько раз, чтобы новая жидкость вытеснила «старую» из радиатора. После этого патрубок закрепляется на место, и операция считается выполненной.

ЗАМЕНА НА СТО

Если же желания нет возиться самому, обратитесь на СТО, где операцию по полной замене масла в автомате производится на стенде.

Данный стенд позволяет произвести полую замену путем замещения жидкости. Для этого авто загоняется на яму, патрубок, идущий на радиатор рассоединяется и его концы подключаются к стенду.

Стенд в один из патрубков под давлением начинает подавать АТФ, та вытесняет старую жидкость, которая по другому патрубку стенда стечет в емкость. Замена считается завершенной, когда из отводящего патрубка не потечет чистая жидкость. Далее стенд отсоединяется, и патрубок устанавливается на место.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector