Восстановление аккумулятора: как реанимировать аккумулятор автомобиля

Восстановление аккумулятора: как реанимировать аккумулятор автомобиля

MaZDa-BELARUSS › Blog › Как восстановить аккумулятор автомобиля?

Аккумулятор можно считать, если не сердцем автомобиля, то каким-то очень важным органом. Поэтому, как только аккумулятор перестает нормально выполнять свои функции, обязательно возникает вопрос: как восстановить аккумулятор автомобиля?
Как восстановить аккумулятор автомобиля?
Сразу следует сказать, что в некоторых случаях это возможно, но в некоторых АКБ нужно отправлять на утилизацию. Причины в том, что не все дефекты АКБ можно устранить. Да и ресурс автомобильных аккумуляторов небезграничен. Возможно, АКБ полностью исчерпала свой ресурс и тогда уже ничем не поможешь.

Причины плохой работы автомобильного аккумулятора

Для начала следует определить конкретные проблемы, возникшие с аккумулятором. Во-первых, аккумулятор перестает держать заряд. Во-вторых, аккумулятор не может провернуть стартер. В-третьих, появляется вздутие корпуса аккумулятора. В-четвертых, в корпусе аккумулятора появляется трещина. И порой, даже микротрещины хватает, чтобы начал выливаться электролит со всеми вытекающими последствиями.

И нужно понимать, что перед тем как начинать восстановление аккумулятора автомобиля, нужно убедиться, что проблемы именно с АКБ, а не с электрической системой автомобиля и не со стартером.

Аккумуляторы автомобилей работают в комбинированном режиме: на разряд, на заряд, на пуск. И проблемы неправильной зарядки АКБ могут крыться в электрической сети автомобиля. Зарядка может происходить, как с уменьшенным током, так и с увеличенным. И если уменьшенный ток заряда еще терпим (аккумулятор будет намного дольше заряжаться и не сможет набирать полную емкость), то избыточный зарядный ток приводит к плачевным последствиям.

Главной и самой распространенной причиной неправильной работы АКБ является сульфитация пластин аккумулятора. Работая в режиме разряда в нормальных условиях, происходит образование тонкого налета на аккумуляторных пластинах. Во время заряда АКБ процесс идет в обратном порядке, и налет постепенно исчезает. Вернее на поверхности отрицательных электродов происходит восстановление чистого свинца, а на положительных электродах накапливается диоксид свинца.

Когда начинаются проблемы с работой АКБ, восстановление аккумулятора автомобиля прекращается, и на пластинах начинает появляться толстый слой налета. Образуются кристаллы, которые практически не растворяются. Налет сплошным слоем перекрывает доступ к порам активного состава, который нанесен на свинцовые пластины. Электролит перестает проникать в поры или проникает в гораздо меньшем количестве.

Этот процесс приводит к тому, что не весь активный состав участвует в процессе работы АКБ. Поэтому аккумулятор начинает разряжаться гораздо быстрее, чем это происходит в нормальной ситуации. В значительной степени снижается емкость аккумулятора. Все это сопровождается выделением газа, деформацией пластин аккумулятора, повышением напряжения на электродах.

Второй момент неправильной работы аккумулятора касается осыпания угольных пластин и их разрушения. Признаки такой проблемы – черный электролит. Следует заметить, что при массовом осыпании пластин, восстановить аккумулятор уже не получится.

Третий вариант проблем с аккумулятором – замерзший электролит в не полностью заряженном аккумуляторе. В результате замерзания может раздуться не только корпус, но и деформироваться пластины, что приводит к замыканию. Обычно подобная проблема уже не имеет решения. Аккумулятор отправляется в утиль.

Таким образом, восстановление аккумулятора автомобиля заключается в максимально большом удалении налета на пластинах АКБ и дальнейшем запуске нормального восстановления состояния пластин.

Как восстановить аккумулятор автомобиля: пошаговая инструкция

Берут свежий электролит плотностью 1,28 г/куб.см. В электролите разводят специальную присадку для десульфитации пластин АКБ. Это длительный процесс, который обычно занимает 48 часов, не меньше.

Полученный раствор из электролита и десульфитизирующей присадки заливают внутрь аккумулятора. Нужно проверить плотность. Она должна быть 1,28 г/куб.см. Т.е. соответствовать норме.

Аккумулятор присоединяется к клеммам зарядного устройства. Перед тем как присоединить, нужно выкрутить пробки аккумулятора. Выставляется ток зарядки, который должен быть в 10 раз меньше номинального тока. В минимальном токе и заключается вся суть процесса.

После полной зарядки аккумулятора должна следовать его разрядка. Этих циклов должно быть несколько. Во время зарядки не должны происходить процессы нагревания аккумулятора и кипения электролита.

После проведения 2-5 циклов заряд-разряд, следует замерить напряжение на клеммах АКБ. Напряжение должно быть не менее 13,8 В. После этого зарядный ток уменьшается еще в два раза. После очередной зарядки замеряется плотность электролита и затем еще раз через два часа. Плотность электролита должна быть стабильной и не падать.

Далее необходимо довести плотность электролита до 1,28 г/куб.см. Если плотность больше, используют дистиллированную воду, если меньше – электролит с увеличенной плотностью.

Далее нужно проверить насколько аккумулятор набрал нужные для работы кондиции. Для этого к аккумулятору подключают лампу и засекают время, за которое падение напряжения произойдет до показания 10,2 В. Затем получившуюся временную величину умножают на ток заряда. Таким образом, получают реальную емкость АКБ.

Полученные показания сравнивают с номинальной емкостью АКБ. Если это значение меньше, процессы разряда-заряда продолжают дальше. Идеального значения емкости получить, скорее всего, не получится. Но нужно стремиться получить значение емкости очень близкое к номинальному значению. Только в этом случае можно считать, что процесс восстановления прошел успешно.

Завершив восстановление аккумулятора автомобиля, следует провести профилактику сульфитации. С этой целью в электролит добавляют средства для борьбы с этим процессом. Количество профилактического средства обычно написано в инструкции к применению.

Как восстановить необслуживаемый аккумулятор

Опытные владельцы автомобилей утверждают, что не стоит выбрасывать аккумулятор в случае отсутствия зажигания. Существуют способы его восстановления на несколько сезонов вперед. Неверное хранение и эксплуатация устройства могут привести к мелким неисправностям.

Что значит необслуживаемый аккумулятор

Задача аккумулятора состоит в поддержании плотности и уровня электролитов. В необслуживаемом аккумуляторе нет доступа к емкостям с жидкостью, в отличие от обслуживаемого.

  • Впервые необслуживаемый прибор появился на территории США в 1980-х годах. Сила выделения газов и самозаряд в нем сократились в 6-7 раз. Испарения воды стали меньше. Устройство не требовало пополнения жидкостью около двух лет.
  • На европейском рынке продаж современный вид аккумуляторной батареи появился в конце 1990-х годов. В состав сплава батареи входили кальций, олово, сурьма, алюминий и даже серебро. Внешний корпус стал герметизированным, без отверстий для измерения плотности электролитов и заливки новой воды.
  • После усовершенствования перед автомобилистами встал вопрос обслуживания необслуживаемой батареи. Требовалось новое качество с высоким сроком эксплуатации. Тогда были изобретены новые условия использования. Основное – запрет на отклонения от универсальных параметров более, чем на 0,1 В. Такой способ говорил о новой гарантии аккумулятора и его безотказности. Постоянство и стабильность создали с помощью электронных автомобильных систем.
  • На старых машинах, “ветеранах” автомобильного рынка, где износ узлов и агрегатов движка превысили норму, установка необслуживаемого аккумулятора возможна лишь с новейшими микропроцессорными генераторами.

Недостатки в использовании необслуживаемого АКБ

Производители необслуживаемых аккумуляторных батарей гарантируют хорошее качество и долгий срок эксплуатации. Однако существует ряд недостатков при использовании герметичного АКБ:

  • в реальных погодных условиях, особенно при сильном морозе устройство обладает высокой чувствительностью, и становится уязвимым;
  • резерв батареи для запуска моторного двигателя снижает существенный недозаряд с пробегом на короткой дистанции;
  • паркинг под открытым небом, и вследствие застывший мотор, станут фатальными для батареи.

Электролит становится вязким при отрицательной температуре. В активной массе снижается скорость диффузии ионов. При запуске мотора на поверхности жидкости появляются локальные области нагрева, от которых идет основная часть энергии. Во время восстановления температуры такие участки быстрее подвергаются процессу сульфатации.

Во время химической реакции на поверхности жидкой массы возникает сернокислый свинец, который покрывает плаcтины. Кристаллы вещества мешают полноценному заряду и отдаче энергии. Емкость аккумулятора снижается. Внешне процесс выражается неестественным коричневым налетом на клеммах. Увы, не все автолюбители знают об этом.

ВАЖНО! Для проверки уровня электролитов батареи выпускают с одной стенкой из прозрачного пластика. Или же корпус изготовлен из полупрозрачного материала. Некоторые сверлят отверстия сверху, чтобы измерить плотность внутреннего вещества. Однако можно наткнуться на систему газоотвода. Определить степень электролитов в емкости поможет яркий фонарик, который просветит батарею насквозь.

Неутешительный “диагноз” АКБ ставят после тщательной проверки:

  • водитель осуществляет два или три контрольно-тренировочных заряда;
  • последний заряд происходит под электротоком в 7 или 8 Ампер, не превышая норму;
  • пересматривают показатели напряжения на клеммах с помощью нагрузочной вилки, или производят фиксацию точных показаний мультиметра;
  • через 8 часов рекомендовано сделать второй замер показателей.
Читать еще:  Замена стеклоподъемника ваз 2106 и 2105: как поставить и установить механизм, ремонт и схема

Усиленное выделение газов говорит о необходимости корректировки состава электролитов. Для повышения плотности вещества в корпусе, чуть выше уровня жидкости, проделывают отверстие. С помощью шприца впрыскивают дистиллированную воду, и запаивают прореху.

Как восстановить нормальную работу АКБ (емкость и плотность)

Причины остановки работы аккумуляторов:

  1. Засульфатированность пластин – емкость электролитов падает до нулевого показателя.
  2. Разрушение пластин из угля, их осыпание. Внешне это проявляется темным оттенком электролитов при зарядке. Однако такой АКБ не всегда возможно исправить.
  3. Замыкание пластин (с последующим выкипанием электролитов). Для ремонта понадобится покупка новых пластин из секции.
  4. Неверное хранение и эксплуатация. При отрицательной температуре повреждаются пластины и корпус. Сильная поломка сделает восстановление невозможным. Зимой рекомендуют хранить АКБ в теплом помещении.

Полноценное восстановление работы АКБ доступно при наличии оборудования. Существует несколько способов небольшого ремонта:

  • многократный заряд или разряд небольшими токами с электролитами пониженной сложности;
  • заклейка или заварка трещин в корпусе аккумулятора;
  • ремонт клемм.

Для полного ремонта корпус батареи необходимо открыть. Тут возникают сложности. Обыкновенно верхняя стенка АКБ спрессована с основой “горячим” методом. Повторный нагрев вызовет деформацию. Иногда крышку защелкивают с помощью резиновых прокладок в соответствующем пазу.

ВАЖНО! При осыпании или замыкании пластин не следует подключать АКБ к зарядному устройству. Для начала батарею промывают дистиллированной водой, чтобы убрать грязь. Устройство можно переворачивать, чтоб устранить мелкие частички. После этого замыкание пропадет. Большое количество мусора означает безнадежность ремонта.

Для десульфатации пластин необходимо приобрести специальную присадку к электролиту:

  1. В свежем электролите растворяют присадку в течение двух дней (все зависит от объема АКБ).
  2. В батарею вливают электролит.
  3. С помощью ареометра измеряют плотность (номинальное значение – 1,28 г/куб.см.).
  4. Пробки откручивают.
  5. Включают зарядное устройство для осуществления циклических этапов “зарядка-разрядка”. Значение тока – 1/10 часть от максимально допустимого. АКБ не должна нагреваться и кипеть. Если плотность не поменялась в течение двух часов, аккумулятор заряжен.
  6. Для корректировки электролитов в жидкость доливают очищенную воду. Стандартное значение плотности – 1,28 г/куб.см.
  7. Аккумуляторную батарею разряжают. Для этого подключают нагрузку, и ограничивают ток до 1 или 0,5 Ампера для АКБ шести вольт. Ток умножают на время разряда для определения значения емкости. Для достижения минимума возможно повторить этап “заряда-разряда”.
  8. В конце электролит снова добавляют присадки, и прикручивают пробки.

Быстрый способ ремонта необслуживаемого аккумулятора:

  • батарею заряжают до максимума;
  • выливают старый электролит;
  • АКБ промывают дистиллированной водой (два или три раза);
  • вливают раствор Трилон Б и аммиак (5 %);
  • в течение 40 минут или часа ожидают результата;
  • при необходимости повторяют процесс десульфатации.

Восстановление клемм АКБ

При постоянной работе аккумулятора на клеммах появляется плотный белый налет. Причина – окислительный процесс, который разъедает металл.

Чего нельзя делать при окислении клемм АКБ:

  • применять для очистки вазелин, так как он ухудшает проводимость;
  • обрабатывать детали бензином, так как он способен самовоспламеняться, и расплавить пластмассовый корпус.

Восстановление клемм делают с помощью соды. Процесс происходит следующим образом:

  1. Для содового раствора понадобится 1 ст.л. соды и стакан теплой воды.
  2. Двигатель машины глушат, ослабляют гайку и снимают клеммы.
  3. АКБ достают и проверяют на наличие трещин или протекания.
  4. В случае дефектов проводов, проблемы устраняют.
  5. Для безопасности лучше надеть резиновые перчатки.
  6. С помощью старой зубной щетки, смоченной в растворе, тщательно обрабатывают клеммы.
  7. Для устранения коррозии с кабелей аккумулятора их кладут в горячую воду.
  8. Аккумулятор ополаскивают холодной водой и вытирают насухо.
  9. Клеммы обрабатывают защитной смазкой, и присоединяют обратно.

ВАЖНО! Если налет на клеммах чересчур плотный, для ремонта используют наждачную бумагу и острый нож. Однако действия должны быть аккуратными. Перед проверкой работы АКБ следует убедиться в надежности закрепления всех деталей.

При коротком замыкании аккумулятора клемма расплавляется и теряет прежнюю форму. Для восстановления детали в домашних условиях используют подручные средства:

  1. С клемм счищают следы плавления.
  2. Остатки зачищают и залуживают паяльником.
  3. Для новой клеммы подойдет жестяная форма.
  4. Подготовленным припоем постепенно заполняют форму, слегка перемешивают.
  5. Делают фрезу из водопроводной трубы или коловорота.
  6. Заготовку обрабатывают фрезером.
  7. Наждачкой и напильником придают клемме форму.

ВАЖНО! В автосервисах возможно восстановить старую клемму. Для предотвращения поломки аккумулятора лучше сделать новую. Различий между плюсовой и минусовой клеммами нет.

Заключение

Для правильной работы необслуживаемого аккумулятора автомеханики рекомендуют регулярно проверять плотность и уровень электролитов. Оставлять АКБ зимой на улице или в неотапливаемом гараже не рекомендуется. Батарея не выдерживает сильных морозов.

Восстанавливаем аккумулятор автомобиля своими руками

От правильной работы аккумулятора зависит корректное функционирование электросистемы автомобиля. Поломки батареи устранить своими руками в большинстве случаев сможет даже неподготовленный мастер. Помогут советы специалистов о том, как восстановить аккумулятор.

Причины поломки аккумуляторной батареи

Если АКБ вышла из строя, реанимировать ее возможно в домашних условиях. Потребуется установить причину поломки.

Прибор теряет емкость в следующих случаях:

  1. Появление сульфата свинца. Автовладелец замечает потерю заряда. С подобной поломкой водители сталкиваются часто.
  2. Банка вышла из строя. Поломка возникает из-за короткого замыкания между пластинами из свинца. Электролит закипает, а аккумулятор теряет емкость.
  3. Пластины разрушаются. Свинец и прочие примеси примешиваются к электролиту, меняя его основные характеристики. Восстановить такую батарею нельзя. Придется покупать новую АКБ.
  4. Электролит замерз. Если плотность электролита высокая, при эксплуатации машины в сильный мороз вещество может замерзнуть. Оживить аккумулятор невозможно, так как корпус разрушается.

Источник питания на авто выходит из строя, если владелец транспортного средства эксплуатирует прибор неправильно. В большинстве случаев восстановить АКБ возможно.

Десульфатация свинцовых пластин

Особенностью свинцово-кальциевых аккумуляторов является образование кристаллов при потреблении энергии. Подобная реакция называется сульфатацией. Если постоянно ездить на машине, образование кристаллов не мешает стабильному функционированию источника питания. При небольшой разрядке на пластинах появляются мелкие кристаллы. Образования легко растворяются электролитом.

Глубокий разряд приводит к появлению крупных кристаллов. Разрушить их крайне сложно. Работа батареи становится некорректной, электролит не проникает качественно к активной массе. Восстанавливают функциональность физическим или химическим методом.

Физическим способом

Оборудование демонтируют, пластины изымают. В крышке АКБ делают отверстия паяльником. Проводится процедура ручной очистки и последующей промывки. Предварительно электролит сливают из банки. Необходимо использовать резиновые перчатки.

Промывку проводят дистиллированной водой. Деминерализованную жидкость наливают внутрь банки для очистки внутренних поверхностей.

Проведение промывки позволяет вернуть работоспособность. Очищенные элементы конструкции устанавливают на прежнее место. Внутрь заливается электролит.

Затем батарею заряжают. Специалисты утверждают, что физический метод сложный. Пластины легко повредить.

Химическим способом

В процессе восстановления применяется химически активный раствор. Процедура занимает не более 3 часов. Сначала требуется подготовить раствор «Трилона Б».

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Батарею полностью заряжают.
  2. Электролит сливают.
  3. Промывают банки дистиллированной водой.
  4. Специальный раствор заливают в аккумулятор. В течение 1-2 часов химически активный состав растворяет кристаллы. Реакция протекает с выделением газов, поэтому процедуру нельзя проводить дома.
  5. Еще раз промывают внутренние поверхности АКБ. Вода удаляет остатки сульфата из внутреннего пространства.
  6. Заливают новый электролит.
  7. Прибор заряжают повторно.

Специалисты утверждают, что при химической очистке есть вероятность попадания частиц свинца между пластинами. Из-за этого нередко случается короткое замыкание.

Реанимация с помощью зарядного устройства

Чтобы вернуть работоспособность старого аккумулятора зарядным устройством, потребуется потратить много сил и времени.

Процедура предполагает чередование заряда и разряда батареи. В ходе процедуры кристаллы постепенно растворяются.

Сначала проверяется уровень электролита. При необходимости доливают его или дистиллированную воду.

На систему воздействуют импульсным или стандартным зарядом. Важно учесть срок эксплуатации и состояние автомобильного оборудования.

Импульсная зарядка

Зарядное устройство должно иметь функцию импульсного тока и десульфации. Прибор подключают к АКБ, затем включают в сеть. Около 10 минут на батарею подается ток малой мощности. Затем нагрузка увеличивается. Подобная процедура нужна для того, чтобы аккумулятор полностью разрядился.

Применение стандартного ЗУ

Стандартное зарядное устройство тоже помогает восстановить функциональность батареи. Действия требуется выполнять правильно и последовательно. Сначала АКБ тщательно очищают от окислов, потеков электролита.

Источник питания заряжают в течение 10 часов, подавая ток малой мощности. Если прибор сильно нагревается, силу воздействия снижают. В противном случае электролит закипает. Напряжение немного увеличивается, если предыдущие действия были выполнены правильно. После зарядки напряжение отключают. АКБ не эксплуатируют в течение суток.

Читать еще:  Разместите свой заказ для родстера tesla сейчас, получите модель…

Затем аккумулятор снова подключают к зарядному устройству. На систему воздействуют током 2,5 А. Это занимает около 8 часов. Электролит станет плотнее, а напряжение увеличится. Разрядку выполняют до 9-12 В, подведя к аккумулятору фонарик на пальчиковых батарейках.

Некоторые автовладельцы пользуются для этих целей планшетом. Процедура длится до того момента, пока напряжение не установится на уровне около 9-12 В. Использование стандартного ЗУ требует много времени. Но метод подходит для реанимации даже старых АКБ.

Оборудование должно быть полностью исправным. В противном случае требуется выполнить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.

Короткое замыкание банки аккумуляторной батареи

Если произошло короткое замыкание (например, после химической очистки), требуется сразу же устранить неисправность. Нагрузка на неповрежденные банки возрастает. Это приводит к выходу оборудования из строя.

Восстановление проводится в несколько этапов:

  1. Находится неисправный элемент. При зарядке банка либо кипит, либо не работает.
  2. Из найденной емкости сливается электролит.
  3. Паяльником формируются прорези для извлечения пластины из корпуса. Элементы банки промывают дистиллированной водой.
  4. В старых аккумуляторах короткое замыкание чаще вызвано накоплением осадка на дне. Банку тщательно промывают, удаляя слой отложений. Может потребоваться выполнить очистку химическим способом.
  5. В промытую емкость устанавливают пластины. Заливается электролитический состав с соответствующими свойствами.
  6. Отверстия запаиваются. Корпус должен быть герметичный, в противном случае прибор не будет правильно работать.

Все действия выполняют аккуратно, последовательно. При работе с электролитом нельзя допускать его попадания на кожу. Это приводит к появлению медленно заживающих химических ожогов.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если аккумулятор разрядился полностью, работоспособность восстанавливают при помощи следующей методики. Устройство полностью заряжают, сливают электролит. Дистиллятом промывают внутреннее пространство.

Вода должна быть дистиллированной, не содержать никаких примесей. Жидкость приобретают в соответствующих магазинах либо фильтруют при помощи системы обратного осмоса. Дистиллированной водой восстанавливают только свинцовые АКБ, которые нельзя подключать к источнику бесперебойного питания.

Восстановление гелиевого источника питания

Некоторые автовладельцы питают батарею от бесперебойника. В результате она теряет емкость и требует восстановления. Только специальные разновидности, например, гелевого типа, применяются в комплексе с ИБП.

Процесс восстановления таких АКБ прост:

  1. Верхняя крышка демонтируется.
  2. Резиновые колпачки под крышкой снимаются.
  3. Просвечиваются банки. Если наблюдаются следы их повреждений, восстановить батарею не получится. При наличии внутри загрязнений следует купить новый аккумулятор.
  4. В банки наливают дистиллят шприцем не больше 2 мл.
  5. АКБ герметично запечатывается.

Нельзя восстановить гелевую батарею, если ее пластины разрушены или она вздулась.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

В некоторых случаях удается оживить необслуживаемый тип приборов. Создавать отверстия в крышке запрещено производителями оборудования. Но без этого восстановить работоспособность не получится.

Сначала определяется уровень электролита в корпусе. При помощи фонарика потребуется просветить внутреннее пространство батареи. Если электролита недостаточно, пропаивается отверстие диаметром около 3 мм выше уровня жидкого содержимого.

Внутрь АКБ шприцем заливается дистиллят. Пайкой закрывают созданное отверстие, обеспечивая герметичность корпуса. После проводится циклическая зарядка и разрядка.

Как в домашних условиях восстановить аккумулятор

Автомобилям свойственно ломаться. Это прискорбное явление ощутили на себе все, ну или почти все автомобилисты. Рано или поздно в любимой «ласточке» появляются неприятные стуки, визги и поскрипывания. Но, пожалуй, самый неприятный вариант – это когда утром ты садишься в свой автомобиль, вставляешь ключ в зажигание, поворачиваешь его и… И тишина!

Машина совершенно не подаёт признаков жизни. Сердце в панике замирает, казалось бы, всё кончено… Но не спешите отчаиваться! Скорее всего, причиной «смерти» автомобиля послужил неработающий аккумулятор. Иногда бывает достаточно просто его зарядить, но случаются ситуации, когда от времени или неправильной эксплуатации старый аккумулятор приходит в негодность. Хотя и это ещё не приговор к походу в автомагазин. В большинстве случаев вы можете самостоятельно реанимировать «электрическое сердце» вашего автомобиля. Причём не только реанимировать, но и существенно продлить ему жизнь.

Но прежде чем рассказывать о том, как восстановить аккумулятор, или, говоря другими словами, отвечать на вопрос «Что делать?», давайте разберёмся с не менее извечным вопросом «Кто виноват?». А проще говоря, рассмотрим наиболее частые причины выхода аккумулятора из строя.

Основные причины выхода аккумулятора из строя

Скорее всего, каждый автомобилист знаком с устройством АКБ. Но, тем не менее, мы кратко освежим эти знания.

Аккумулятор – это устройство, которое, с одной стороны, превращает энергию, полученную в результате химической реакции, в электрический ток, а с другой стороны, способно собирать (аккумулировать) электрический ток, произведённый генератором автомобиля. Для обеспечения этих процессов в аккумуляторе установлены два набора свинцовых пластин, имеющих положительный и отрицательный заряды, и щелочной раствор, который служит так называемым электролитом. Вот собственно и все компоненты такого сложного на первый взгляд прибора. Так какие же неполадки могут с ним случиться?

  1. Разрушение пластин. Причинами этого могут стать такие факторы, как использование электролита, не подходящего по климатическим условиям, «перезаряд» батареи, долгое разряженное состояние, механические повреждения вследствие плохого крепления АКБ.
  2. Короткое замыкание. Причины в этом случае – разрушение сепараторов или образование между пластинами наростов.
  3. Сульфатация. Пожалуй, самая неприятная из возможных проблем. Возникает при длительном хранении разряженной АКБ или нехватке электролита во время эксплуатации.
  4. Загрязнения электролита. Распространённая «болезнь» обсуживаемых аккумуляторов. Достаточно просто возникает и так же легко устраняется своими руками.
  5. Интенсивный саморазряд. Одна из наиболее распространённых неисправностей. Вести к ней может множество причин – от плохо натянутого ремня генератора до низкого уровня кислоты в АКБ.
  6. Переполюсовка батарей. Причиной этой неполадки может стать неправильное и длительное включение АКБ. Устраняется несколькими циклами разрядки-зарядки.

Итак, разобравшись с основными «болезнями», пришло время поговорить о том, как их вылечить. Проще говоря, переходим к практическим рекомендациям, которые помогут вам обновить пришедший в негодность аккумулятор.

Способы восстановления АКБ

Восстановление аккумулятора малым током

Начнём с одного из наиболее распространённых способов восстановления аккумулятора. Он отлично справляется с небольшой сульфатацией и повышенным разрядом батареи. Для него вам понадобится только зарядно-восстановительное устройство и немного дистиллированной воды.

Суть метода: аккумулятор длительно, но с небольшими перерывами заряжают током малой силы. На практике это выглядит следующим образом:

  1. Аккумулятор ставят на зарядку в обычном режиме, предварительно долив в него дистиллированной воды немного выше обычного уровня. Учтите, если вы собираетесь оживить АКБ после сульфатации, предварительно необходимо восстановить клеммы на аккумуляторе. Проще говоря, их нужно почистить. Продолжают зарядку до тех пор, пока не начнётся заметный процесс газообразования. Потом батарее дают «отдохнуть» в течение 20–30 минут.
  2. После перерыва снова включают зарядное устройство, но в этот раз ток уменьшают практически в 10 раз. Он должен равняться приблизительно одной сотой от заявленной мощности аккумулятора. То есть для АКБ ёмкостью 120 А/ч понадобится сила тока 1,2 А/ч. И вновь заряд длится до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
  3. Далее процесс повторяют несколько раз. Обычно для того, чтобы провести реанимацию аккумулятора, достаточно 8–10 циклов зарядки.

Во время зарядки необходимо следить, чтобы уровень электролита всегда был выше пластин аккумулятора. При снижении уровня необходимо добавить дистиллированную воду.

Метод обратной зарядки

Этот метод восстановления тоже достаточно прост и вполне может быть выполнен своими руками. Правда есть одно НО. Необходим сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока – 80 ампер.

Сама же технология чрезвычайно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания и, наоборот, к положительной клемме – отрицательную. После этого включаем зарядное устройство.

Во время проведения обратной зарядки аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормальное явление при данной процедуре.

Зарядка АКБ от сильного источника должна длиться ровно полчаса. После чего сливается электролит, а сама батарея тщательно промывается горячей водой и ставится на обычную зарядку (естественно, после того как вы зальёте новую кислоту). И через 24 часа ваш аккумулятор готов к работе.

Восстановление в дистиллированной воде

Этот метод по праву можно назвать экспресс-восстановлением аккумуляторной батареи даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для её проведения потребуется раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5 % аммиака и 2 % трилона. Приобрести её можно практически в любом автомагазине.

Читать еще:  Автомобильный эмулятор cd-чейнджера для usb штатных магнитол своими руками: что это такое и схема

Оживить старый аккумулятор в домашних условиях в дистиллированной воде можно следующим образом:

  • сливаем электролит;
  • промываем АКБ дистиллированной водой;
  • заливаем раствор Трилон Б;
  • в течение часа в АКБ происходит процесс десульфатации;

Во время десульфатации с использованием Трилон Б из аккумулятора могут выделяться видимые газы. Не пугайтесь. Это нормальный для такой процедуры процесс, и газы совершенно безвредны для человека. Также из открытых крышек могут появляться мелкие брызги.

  • несколько раз промываем аккумулятор дистиллированной водой;
  • заливаем новый электролит;
  • заряжаем аккумулятор обычным способом.

Как видите, таким образом достаточно просто восстановить АКБ даже после сильной разрядки.

Замена электролита

Это самый очевидный и лёгкий способ реанимировать старый аккумулятор. Правда, он не подойдёт при серьёзных поломках, например, если нужно восстановить банку в аккумуляторе.

При всей кажущейся простоте способ смены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто вылить старую жидкость и залить новую. В промежутке между этими действиями аккумулятор следует промыть (опять же отдаём предпочтение дистиллированной воде) и минут на 20 залить горячим раствором воды с пищевой содой. После этого заряжаем АКБ с помощью обычного зарядно-восстановительного устройства и ВУАЛЯ! – ваш старый аккумулятор опять готов к бою.

Обслуживание аккумулятора

Как видите, на вопрос «как реанимировать аккумулятор» есть несколько ответов. Но в заключение статьи нам хочется дать не очередной совет, как оживить старый аккумулятор своими руками, а рекомендации по обслуживанию вашей АКБ. Соблюдая эти простые правила, вы существенно продлите срок жизни батарее, и, скорее всего, вам не придётся прибегать к советам из нашей статьи.

Итак, что включает в себя обслуживание аккумулятора:

  1. Периодически очищайте АКБ от грязи, остатков электролита и масла.
  2. Тщательно крепите аккумулятор.
  3. Проверяйте чистоту газоотводных отверстий, а при необходимости прочищайте их.
  4. Очищайте клеммы и наконечники проводов.
  5. Следите за уровнем электролита в АКБ и периодически проверяйте его плотность.

В обслуживании аккумулятора нет ничего сложного. Но зато эти простые правила надолго сохранят «электрическое сердце» вашего автомобиля здоровым, и надеемся, реанимация аккумулятора вам никогда не потребуется!

Способы восстановления автомобильного аккумулятора

Каждая деталь или узел, имеющийся в автомобиле, отвечает за определенный вид работы. Основным назначением аккумуляторной батареи является запуск силового агрегата, а также питание бортовой сети автомобиля при неработающем двигателе. Как и другие системы и устройства в транспортном средстве АКБ имеет ограниченный срок службы. При неполадках в электрической системе на авто или при затрудненном запуске мотора батарея может утратить свои качества. Однако не следует спешить в магазин покупать новый аккумулятор для автомобиля. Зная, как восстановить аккумулятор автомобиля, можно реанимировать АКБ и значительно продлить срок ее эксплуатации.

Многие проблемы в работе аккумуляторной батареи появляются после неправильного обслуживания или отсутствия заботы со стороны автовладельца. Поэтому водителям необходимо следовать рекомендациям производителей аккумуляторов, поддерживать чистоту прибора, а также выполнять периодическую зарядку стационарным устройством. Кроме того, автомобилисту необходимо иметь представление об конструктивных особенностях и принципе работы источника тока.

Устройство АКБ и принцип работы

С момента изобретения аккумулятора этот прибор неоднократно подвергался доработкам и усовершенствованиям. Все они преследовали главную цель — увеличить производительность и долговечность батареи. Сегодня многие производители используют особые материалы, которые улучшают свойства аккумулятора. Но простому автолюбителю достаточно знать общие представления об устройстве и принципе действия АКБ.

Внешне автомобильный аккумулятор представляет собой пластмассовую закрытую емкость, в которую спрятан набор отрицательных и положительных пластин из свинца или сплавов на основе никеля, кадмия и т. д. Внутри батареи залита серная кислота, благодаря которой образуется гальваническая пара. При подаче тока к клеммам аккумулятора происходит накопление электроэнергии. Набрав определенный предел емкости, аккумуляторная батарея способна сама стать источником тока напряжением 12 В. Каждый раз, включая стартер автомобиля, происходит разряд АКБ. Но как только мотор заработает, исправный генератор должен восполнить запасы электричества. Однако такая идиллия не всегда наблюдается в машине. Поэтому аккумулятор после каждого запуска мотора слабеет, а вскоре у него не хватает сил вращать стартер. Ремонт аккумулятора автомобиля производится только после тщательной диагностики выявив причину разрядки.

Распространенные неисправности аккумулятора

Существует несколько часто встречающихся неисправностей автомобильного аккумулятора. В каких-то случаях батарея не поддается ремонту, а иногда источник тока удается восстановить.

  1. Одной из наиболее популярных причин выхода АКБ из строя является сульфатация пластин. Симптомы данного «заболевания» выглядят так. Емкость батареи быстро падает, мощности прибора не хватает для вращения стартера. Кроме того, наблюдается перегрев пластин, кипение электролита и повышение напряжения на выводах.
  2. Распространенной причиной неисправной работы аккумулятора является нарушение целостности и осыпание угольных пластин. Эта неполадка легко определяется по темному цвету серной кислоты. Восстановить такую батарею не всегда удается.
  3. Следующая неисправность АКБ появляется при замыкании соседних свинцовых пластин, расположенных в одной секции. Такая проблема выявляется достаточно просто. Электролит в этой банке выкипает, а сама секция сильно нагревается. Для восстановления аккумулятора необходимо вскрывать батарею и заменять испорченные пластины.
  4. Неправильная эксплуатация батареи, как и ошибки при ее хранении, становятся причиной замерзания электролита в морозную погоду. В результате повреждаются не только свинцовые пластины, но и корпус батареи. При таких поломках аккумулятор ремонту не подлежит.

Способы реанимации аккумулятора

Когда выяснены причины неисправной работы источника тока в машине, остается только их устранить. Начинать работу следует с самых простых шагов.

  1. В первую очередь после снятия клемм с АКБ необходимо сделать внешний осмотр прибора. Если свинцовые электроды покрыты слоем порошка белого, синего или зеленого оттенков, необходимо произвести очистку контактов аккумулятора автомобиля своими руками от данных окислов. Для этого ветошью удаляется рыхлая масса, а сами выводы зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Именно плохой контакт может стать причиной слабого вращения стартера.
  2. Следующим этапом становится зарядка аккумулятора с последующей разрядкой. Некоторые современные импульсные стационарные приборы способны одновременно выполнять заряд-разряд батареи, избавляя пластины от сульфатации на начальной стадии. Если зарядное устройство старого образца, то в этом случае автомобильный аккумулятор ставится на подзарядку длительностью не менее 10 ч при силе тока в 10 раз меньше емкости АКБ. Например, для батареи емкостью 75 А/ч устанавливается ток 7,5 А. После окончания процесса аккумулятор необходимо полностью разрядить. Для этого к нему подключается автомобильная лампочка. Как только она потухнет, батарею снова ставят на зарядку. В результате таких последовательных циклов удается реанимировать автомобильный аккумулятор.
  3. Для ликвидации короткого замыкания в АКБ можно воспользоваться специальной десульфатизирующей присадкой. Ее добавляют в электролит плотностью 1,28 г/куб. см. и оставляют на 2 суток для полного растворения. Затем электролит с добавкой заливается в батарею, после чего снова измеряется плотность. Если этот показатель остался в пределах 1,28, то необходимо несколько раз зарядить и разрядить АКБ. Если при зарядке электролит не кипит, а батарея не нагревается, то можно снизить величину тока вдвое. Спустя 2 часа необходимо измерить плотность электролита, и если она осталась на номинальном уровне, зарядка прекращается. Аккумулятор успешно восстановлен. При изменении плотности следует долить в электролит воду (если больше 1,28) или серную кислоту (если меньше 1,28). После корректировки плотности снова производится зарядка аккумулятора.
  4. Столь длительная реанимация может не подойти для некоторых автомобилистов. Вопрос: как восстановить автомобильный аккумулятор ускоренными темпами? Для этого батарея полностью заряжается, после чего сливается электролит. Аккумулятор промывается дистиллированной водой, а затем заполняется раствором, состоящим из 2% трилона Б и 5% аммиака. Через 1 час раствор сливается, иногда приходится процедуру очистки повторить. Снова АКБ промывается дистиллированной водой, заливается свежий электролит и выполняется полная зарядка.

Многие неполадки в автомобильном аккумуляторе проще предупредить, чем ликвидировать. Достаточно следить за чистотой клемм и выводов, а также раз в 6 месяцев осуществлять полную зарядку АКБ при помощи стационарного устройства, и аккумулятор отблагодарит своего хозяина исправной работой. А если стартер и двигатель будут легко вращаться и запускаться, то срок службы батареи удастся продлить до 5-7 лет.

Если вам понравилась статья расскажите друзьям, нажав на одну из кнопок ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector