Инструкция по снятию и ремонту головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2107
замена прокладки головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2107 с карбюраторным двигателем
Снимаем головку блока цилиндров с двигателя автомобиля ваз 2107 не отсоединяя от головки блока цилиндров карбюратор, впускной трубопровод и выпускной коллектор. Для выполнения работы по замене прокладки головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2107 потребуется динамометрический ключ.
Снятие прокладки блока цилиндров с двигателя автомобиля ваз 2107
1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту).
2. Для удобства проведения работы по замене прокладки головки блока цилиндров снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля ваз 2107 (см. «Аккумуляторная батарея ваз 2107 — снятие и установка»).
3. Сливаем с автомобиля ваз 2107 охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — проверка уровня и замена»).
4. Отсоединяем наконечник провода от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (см. «Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — замена»).
5. Снимаем приемную трубу со шпилек выпускного коллектора (см. «Приемная труба — снятие и установка»).
6. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. «Корпус воздушного фильтра ваз 2107 — снятие и установка»).
7. Отсоединяем от карбюратора тягу привода воздушной заслонки, топливный шланг, шланг ЭПХХ, вентиляции картера, вакуумного регулятора опережения зажигания и колодки проводов (см. «Карбюратор ваз 2107 — снятие и установка»).
8. Устанавливаем на двигателе автомобиля ваз 2107 поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала — регулировка»).
9. Снимаем корпус в сборе с распределительным валом. Помечаем положение рычагов привода клапанов и снимаем рычаги с пружинами (см. «Распределительный вал и рычаги клапанов — замена»).
10. Подвязываем проволокой цепь грм и пропускаем ее через окно в головке блока цилиндров.
11. Снимаем с автомобиля ваз 2107 распределитель зажигания (см. «Распределитель зажигания ваз 2107 — снятие и установка») с высоковольтными проводами.
12. Выворачиваем из головки блока цилиндров ваз 2107 свечи зажигания (см. «Свечи зажигания ваз 2107 — проверка состояния и замена»).
13. Снимаем воздухозаборник теплого воздуха (см. «Прокладки впускного трубопровода и выпускного коллектора карбюраторного двигателя — замена»).
14. Отворачиваем гайку верхнего крепления теплозащитного экрана стартера (см. «Стартер автомобиля ваз 2107 — снятие, установка»).
15. Снимаем со шпильки выпускного коллектора наконечник «массового» провода (см. «Прокладки впускного трубопровода и выпускного коллектора карбюраторного двигателя — замена»).
16. Отсоединяем от штуцера впускного коллектора трубопровода шланг подогрева.
17. Отсоединяем от штуцеров впускного коллектора трубопровода шланги вакуумного усилителя тормозов и экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
18. Ослабив затяжку хомутов, снимаем перепускной патрубок термостата и подводящий патрубок к радиатору автомобиля ваз 2107.
19. Ослабив затяжку хомута, снимаем с патрубка шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя ваз 2107.
20. Торцовым ключом на 12 мм с удлинителем отворачиваем десять болтов внутреннего крепления головки к блоку цилиндров двигателя ваз 2107.
21. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем болт наружного крепления головки к блоку цилиндров двигателя ваз 2107.
22. Снимаем головку блока цилиндров ваз 2107 вместе с впускным коллектором трубопровода, выпускным коллектором и карбюратором.
23. Снимаем прокладку головки блока цилиндров с двух центрирующих втулок блока цилиндров.
Установка прокладки головки блока цилиндров на карбюраторный двигатель автомобиля ваз 2107
1. Устанавливаем на двигатель автомобиля ваз 2107 новую прокладку и головку блока цилиндров в обратной последовательности, пропустив через их окошки проволоку с цепью грм.
2. Проверяем совпадение ранее нанесенных меток.
3. Перед установкой головки блока цилиндров необходимо заблаговременно смазать болты ее крепления моторным маслом и дать стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин.
ВНИМАНИЕ Болты крепления головки блока цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если они вытянулись до длины не более 115,5 мм. При большей длине болт необходимо заменить.
4. Затягиваем болты крепления головки блока цилиндров в четыре приема:
— предварительно затягиваем десять болтов внутреннего крепления головки моментом 20 Нм;
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
5. Устанавливаем корпус с распределительным валом на шпильки головки блока цилиндров и равномерно заворачиваем гайки крепления (см. «Распределительный вал и рычаги клапанов — замена»).
6. Отвязываем проволоку, устанавливаем звездочку с цепью грм на распределительный вал, заворачиваем болт крепления и контрим его, загнув лепесток стопорной шайбы.
7. «Заряжаем» натяжитель цепи грм и, установив его на прежнее место, «разряжаем» (см. «Натяжитель цепи привода газораспределительного механизма — замена») и регулируем натяжение цепи (см. «Цепь привода газораспределительного механизма — регулировка).
8. Регулируем зазор между рычагами и кулачками клапанов распределительного вала (см. «Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала — регулировка).
9. Регулируем на автомобиле ваз 2107 натяжение ремня привода генератора (см. «Ремень привода генератора ваз 2107 — регулировка натяжения и замена»).
10. Устанавливаем на автомобиль ваз 2107 распределитель зажигания, направив контакт бегунка к высоковольтному выводу 4-го цилиндра (см. «Распределитель зажигания ваз 2107 — снятие и установка»). Проверяем и при необходимости регулируем на автомобиле ваз 2107 угол опережения зажигания (см. «Момент зажигания — проверка и регулировка»).
11. Установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
12. Заливаем в систему охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — проверка уровня и замена»).
labavto.com
Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) устанавливается, чтобы улучшить герметизацию между головкой и блоком цилиндров. При затяжке соединений прокладка равномерно спрессовывается, чем обеспечивает полную герметичность. Это одноразовая деталь, которую приходится периодически менять. Замену прокладки ГБЦ на ВАЗ 2107 можно выполнить своими руками в гаражных условиях, руководствуясь пошаговой инструкцией.
Что учесть при выборе нового изделия
Чтобы прокладка выполняла свои функции, она должна быть устойчивой к воздействию повышенных температур и иметь свойство сжиматься. Эти свойства зависят от материала изготовления. Существует несколько вариантов изготовления прокладок: из асбеста, паронита, металла и их комбинаций.
Комбинированные варианты, слои которых сделаны из различных материалов, сочетают в себе несколько свойств. Прокладки из асбеста и металлических сплавов обладают повышенной устойчивостью к воздействию высоких температур, но не усиливают уплотнения между головкой и блоком цилиндров. Изделия из паронита и резины, обеспечивают качественную герметизацию, но предел для высоких температур у них ниже. Выбирая прокладку, предпочтение следует отдавать изделиям комбинированного типа.
Чтобы не ошибиться с выбором уплотнителя, необходимо учитывать характеристики силового агрегата, который установлен на автомобиле. На ВАЗ 2107 может быть установлен один из трех типов двигателей. Они отличаются диаметром цилиндров. У силового агрегата 2103 диаметр 76 мм, у 2105 и 2106 – 79 мм. Если поставить прокладку несоответствующего диаметра, испортятся кромки уплотнителя. Естественно, будет нарушена герметизация.
Когда необходима замена уплотнителя ГБЦ
При прогорании прокладки повреждения существенные: утрачивается целостность, деталь теряет форму. При пробое повреждения незначительные, порой даже незаметные невооруженным глазом.
Прокладка становится непригодной по следующим причинам:
перегрев;
крепежные элементы при установке затянуты с отступлением от норм момента затяжки;
некачественный хладагент;
нарушения в работе двигателя;
бракованное, некачественное изделие.
Силовой агрегат перегревается из-за неисправностей элементов охладительной системы: радиатора, вентилятора и др. Для прогорания прокладки достаточно проехать буквально 500 метров. При установке уплотнителя ГБЦ важно соблюдать порядок закручивания креплений и момент с каким они затянуты. Если будут нарушены эти правила, уплотнитель деформируется и в дальнейшем будет пробита. ОЖ низкого качества может стать причиной коррозии, что вызовет повреждение материала уплотнителя и даже головки цилиндра.
Пришедшую в негодность прокладку ГБЦ можно определить по следующим признакам:
перебои в работе силового агрегата;
потеки рабочих жидкостей из-под ГБЦ;
быстрый нагрев и перегрев мотора;
следы ОЖ в смазывающих веществах;
пар в выхлопных газах;
конденсат на свечах зажигания;
повышенное давление в охлаждающей системе, появляется дым в расширительном бачке.
Симптомы проявляются по-разному в зависимости от места повреждения прокладки. Если испорчены края отверстий цилиндров возможен перегрев двигателя и повышенное давление в системе охлаждения.
Если ОЖ попадет в камеры сгорания двигатель начнет троить, так как в ТВС будет разбавлена хладагентом, не сможет до конца сгорать. Из выхлопной трубы будет выходить белый дым со специфическим запахом.
Если повреждения на краю уплотнителя, в месте соприкасания блока цилиндров и головки возможны подтеки рабочих жидкостей.
Признаки прогара прокладки ГБЦ.
При появлении признаков прогорания уплотнителя, нужно подойти к диагностике комплексно. Прежде чем приступать к замене уплотнителя, нужно убедиться, что причина именно в нем. Для этого необходимо выполнить следующий ряд действий:
Обнаружив потеки жидкостей на блоке цилиндров, нужно убедиться, что течет точно из-под головки.
Заводим мотор и анализируем цвет и запах выхлопов. Если они выглядят в виде белого дыма, имеют запах антифриза, глушим двигатель и аккуратно откручиваем крышку с расширительного бачка. О наличии в системе охлаждения выхлопных газов говорит запах сгоревшего топлива.
Запускаем двигатель без крышки на расширительном бачке, внутри него не должно быть масляных следов масла и пузырьков газа.
Глушим мотор, даем ему остыть. Достаем щуп для измерения уровня масла и смотрим на ее цвет. Если ее уровень слишком повысился без особых причин или есть следы жидкости бело-коричневого цвета, это говорит о смешивании масла и хладагента.
Даем поработать силовому агрегату 5 минут, глушим его. Достаем свечи, осматриваем электроды. Если они влажные, то большая вероятность, что в цилиндры попала ОЖ.
Замена уплотнителя ГБЦ: пошаговая инструкция
Для проведения работ по замене прокладки на ВАЗ 2107 необходимо приготовить:
набор ключей;
головка с воротком;
отвертку;
динамометрический ключ;
емкость объемом около 5 литров для слива рабочей жидкости.
Сначала нужно демонтировать головку блока цилиндров. Процедура проходит по следующему алгоритму:
Сначала желательно снять с авто аккумулятор. Это даст возможность избежать короткого замыкания и обеспечит доступ к ГБЦ.
Откручиваем крепежные гайки на крышке корпуса воздухофильтра. Демонтируем крышку и вынимаем фильтрующий элемент.
Откручиваем на нижней пластине корпуса воздухофильтра гайки крепления. Ослабив хомуты, снимаем шланги с патрубков фильтра и демонтируем корпус.
Ослабив хомуты, отсоединяем от узла топливные шланги.
Теперь снимаем карбюратор, выкрутив гайки на шпильках, фиксирующих его.
Далее снимаем провода системы зажигания и распределитель.
На следующем этапе сливаем охлаждающую жидкость. Двигатель должен остыть. Чтобы ОЖ стекла быстрее и для сброса давления, откручиваем пробку с радиатора и крышку с расширительного бачка.
Снимаем защиту картера, открутив болты крепления.
Подставляем под сливное отверстие приготовленную емкость. Ключом на «13» откручиваем сливную пробку.
Когда стечет хладагент из блока цилиндров, подставляем тару под радиатор. Откручиваем пробку со сливного отверстия и сливаем жидкость.
Далее, ослабив хомуты, отсоединяем две трубки охлаждающей системы, которые идут к ГБЦ.
Откручиваем торцевым ключом на «10» восемь крепежных гаек и снимаем прижимные шайбы. Далее демонтируем клапанную крышку.
Ключом отпускаем фиксирующую гайку на натяжителе цепи ГРМ. Снимаем цепь с шестерни и подвязываем ее.
Взяв молоток и большую отвертку поддеваем и отгибаем края у фиксирующей шайбы, откручиваем и вынимаем болт.
Демонтируем шестерню.
Откручиваем крепежные гайки распредвала и демонтируем вал.
Выкручиваем четыре крепежные гайки приемной трубы и снимаем ее. Одновременно с ней демонтируем прокладку.
Откручиваем 10 крепежных болтов ГБЦ, а также один небольшой болт, расположенный на отливе головки.
Чтобы демонтировать головку блока цилиндров, желательно позвать помощника Она очень тяжелая, поэтому есть вероятность поцарапать машину.
Далее осматриваем снятый уплотнитель и оцениваем повреждения. Устанавливаем причины дефектов и устраняем их.
Новый уплотнитель монтируем на ГБЦ. Монтируем ее не на головку, а на блок. Перед установкой качественно очищаем поверхность, где прилегает прокладка от остатков предыдущей, чтобы обеспечить качественную герметизацию. Укладываем новую деталь и выполняем ее центровку с помощью двух направляющих.
Очистив также ГБЦ от остатков поврежденного уплотнителя, устанавливаем ее на блок поверх прокладки.
Далее закручиваем динамометрическим ключом крепления. Нужно учесть, что затягивать их нужно в установленном производителем порядке.
Начинаем затягивать крепеж от центра передвигаясь постепенно к краю, согласно схеме. Затяжка проходит в два этапа. Сначала болты затягиваются моментом 4 кгс/м, следующую затяжку выполняем усилием 11,5 кгс/м. Максимальное усилие для одиннадцатого болта – 3,8 кгс/м.
Далее проводим обратную сборку. На этом процесс замены прокладки можно считать законченным.
Замена прокладки ГБЦ на вазовской классике.
Инструкция по снятию и ремонту головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2107
Ни для кого не секрет, что хорошо отремонтированная головка блока цилиндров — это залог устойчивой, бесперебойной работы двигателя при максимальной отдаче мощности и нормальном потреблении топлива, поэтому ремонт головки блока цилиндров ВАЗ следует производить с особым вниманием, так как любая оплошность может привести к порче почти всех частей двигателя и новому дорогостоящему ремонту.
Замена прокладки
Итак, для выполнения этой работы, нам понадобится:
Ключ на 10, желательно головка с воротком или трещоткой Головка на 13, 17 и 19 Отвертки плоская и крестовая Удлинители Воротки и трещоточные рукоятки Динамометрический ключ — основной инструмент, который обязателен для выполнения этой работы
Пошаговое руководство с фотографиями по замене прокладки ГБЦ
Сразу скажу, на тех фотографиях, которые представлены в этой статье, показан процесс с полным снятием карбюратора, впускного и выпускного коллектора. Но на самом деле, можно обойтись и без снятия всех этих узлов. Можно полностью демонтировать ГБЦ с установленным на ней карбюратором и коллекторами.
Итак, сначала ознакомьтесь с инструкцией по снятию распредвала на ВАЗ 2107. После этого откручиваем трубки подвода охлаждающей жидкости:
И после этого отводим ее в сторону:
Также, не забываем отсоединить провода от датчика давления масла:
Проверяем,все ли шланги и патрубки отсоединены, чтобы при снятии ГБЦ не повредить ничего. Затем можно откручивать болты крепления головки к блоку цилиндров, сначала срываем их воротком, а потом можно крутить и трещоткой, чтобы дело шло быстрее:
После того, как все болты откручены полностью можно аккуратно приподнимать ГБЦ:
И окончательно снимаем ее с блока, результат чего можно посмотреть на приведенной ниже фотографии:
Внимательно осмотрите поверхность головки с внутренней стороны, чтобы понять, почему прогорела прокладка и между стыком проходил тосол (если такие симптомы были на вашем авто). Если близко к каналам есть следы коррозии, то такое не допускается и желательно заменить такую ГБЦ. Если же следы коррозии не очень глубокие, то можно отшлифовать поверхность головки, чтобы сравнять канавки со всей площадью. Разумеется, что после такой процедуры необходимо будет подбирать прокладку потолще, чтобы сохранить значение степени сжатия.
Если же с ГБЦ все нормально и просто необходимо заменить прокладку, то обязательно хорошенько очистите ее поверхность. Я это делаю специальным спреем для удаления прокладок, который наносится на 10-15 минут и потом счищается щеткой.
После этого тщательно вытираем поверхность насухо, устанавливаем новую прокладку на блок, чтобы она легла ровно по направляющим и можно устанавливать ГБЦ. Далее необходимо затягивать болты в строго определенной последовательности:
Также стоит отметить, что делать это нужно только динамометрическим ключом. Я лично использую трещоточный Ombra. Он подходит для большинства работ с автомобилями отечественного производства, а момент силы варьируется в диапазоне от 10 до 110 Нм.
Что касается момента силы при затягивании болтов ГБЦ на ВАЗ 2101-2107, то он следующий:
первый этап — закручиваем с моментом 33-41 Нм второй (окончательный) от 95 до 118 Нм.
На фото выше представлен не сам процесс сборки, так что прошу особо не обращать внимание на условия ремонта. Просто показано наглядно, как все это делается. В идеале, все должно быть чисто , чтобы никакого мусора не попало в двигатель.
Как снять
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не нужно снимать сам двигатель ваз 2105 или если требуется только удалить нагар с поверхностей камеры сгорания и клапанов. Снимать головку цилиндров с двигателя необходимо в следующем порядке:
— слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров и снимите воздушный фильтр;
— отсоедините провода от аккумуляторной батареи, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости; отсоедините трос привода воздушной заслонки от карбюратора;
— ключом 67.7812.9514 выверните свечи зажигания и датчик температуры охлаждающей жидкости;
— отсоедините тяги привода дроссельной заслонки от промежуточного рычага на крышке головки цилиндров ваз 2107, ваз 2105, ваз 2104 и снимите крышку;
— поверните коленчатый вал лада классика до совмещения метки на шкиве с длинной меткой на крышке привода распределительного вала, а метки на звездочке распределительного вала — с меткой на корпусе подшипников распределительного вала;
— отсоедините шланг от трубки подвода жидкости к отопителю, а от выпускного коллектора — кронштейн крепления трубки отвода жидкости из отопителя;
— отсоедините шланги от карбюратора, впускного трубопровода и от выпускного патрубка охлаждающей рубашки головки цилиндров ваз 2107;
— отсоедините от выпускного коллектора защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей;
ПРИМЕЧАНИЕ Выпускной коллектор и впускной трубопровод с карбюратором лучше оставить на головке. Их можно снять позже при разборке головки цилиндров.
— отпустите колпачковую гайку натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его колпачковой гайкой;
— снимите звездочку распределительного вала и корпус подшипников вместе с распределительным валом;
— отверните болты крепления головки цилиндров к блоку и снимите головку ваз 2104.
Для того, чтобы снова установить и закрепить головку на блоке цилиндров, проведите описанные операции в обратной последовательности, при этом:
— не забудьте поставить прокладку головки цилиндров и прокладку крышки головки
Схема затяжки
Необходимо, чтобы все болты были затянуты максимально равномерно. Для этого их нужно тянуть в два-три захода. Во время первого момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2107 составляет 4 кгс*м. При втором проходе нужно выставить момент 11,5 кгс*м. Маленький болт нужно затягивать с моментом примерно 3,8. Установка распредвала осуществляется почти аналогично, его крепления потребуется затягивать крест-накрест, вот только момент здесь не столь важен. Главное – не сорвать резьбу.
Головка цилиндров и клапанный механизм Ваз 2107 Жигули
3.10.1 Головка цилиндров и клапанный механизм Снятие и установка на автомобиле Разборка и сборка Очистка головки цилиндров Проверка и шлифование седел клапанов Клапаны Направляющие втулки клапанов Маслоотражательные колпачки направляющих втулок Рычаги клапанов Пружины Прокладка головки цилиндров Проверка герметичности .
3.10.2 Снятие и установка на автомобиле Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не нужно снимать сам двигатель или если требуется только удалить нагар с поверхностей камеры сгорания и клапанов. Снимать головку цилиндров с двигателя необходимо в следующем порядке: — слейте охлаждающую ж.
3.10.3 Разборка и сборка Установите головку цилиндров на доску А.60335. Отсоедините выпускной коллектор и впускной трубопровод с карбюратором (одновременно удаляется заборник горячего воздуха). Отсоедините выпускной патрубок охлаждающей рубашки. Отсоедините патрубок отвода жидкости к отопителю. Рис. .
3.10.4 Очистка головки цилиндров Установите головку на подставку А.60353. Удалите нагар из камер сгорания и с поверхности выпускных каналов металлической щеткой, приводимой во вращение электрической дрелью. Очистите и осмотрите впускные каналы и каналы подвода масла к рычагам привода клапанов.
3.10.5 Проверка и шлифование седел клапанов Рис. 3–43. Профиль седла впускного клапана: I — новое седло; II — седло после ремонта Форма фасок седел клапанов показана на рис. 3–43 и 3–44. На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждени.
3.10.6 Клапаны Удалите нагар с клапанов. Проверьте, не деформирован ли стержень и нет ли трещин на тарелке; при повреждениях замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска. При шлифовании рабочей фаски клапана на шлифовальном станке выдерживайте угол фаски, равный 45°30’.
3.10.7 Направляющие втулки клапанов Проверьте зазор между направляющими втулками и стержнем клапана, измерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки. Монтажный зазор для новых втулок: 0,022–0,055 мм — для впускных клапанов и 0,029–0,062 мм — для выпускных клапанов; максимально допустимый предельный зазор (при и.
3.10.8 Маслоотражательные колпачки направляющих втулок У маслоотражательных колпачков не допускаются отслоение резины от арматуры,трещины и чрезмерный износ рабочей кромки. При ремонте двигателя маслоотражательные колпачки рекомендуется всегда заменять новыми. Заменять поврежденные маслоотражательные колпачки рекомендуется на снятой головке цил.
3.10.9 Рычаги клапанов Проверьте состояние рабочих поверхностей рычага, соприкасающихся со стержнем клапана, с кулачком распределительного вала и со сферическим концом регулировочного болта. Если на этих поверхностях появились задиры или риски, замените рычаг новым. Если обнаружена деформация или другие повреждения.
3.10.10 Пружины Рис. 3–48. Основные данные для проверки наружной пружины клапана Рис. 3–49. Основные данные для проверки внутренней пружины клапана Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте деформацию пружин под нагрузкой .
3.10.11 Прокладка головки цилиндров Поверхности прокладки не должны иметь повреждений. Они должны быть ровными, без вмятин, трещин, вздутий и изломов. Отслоение обкладочного материала от арматуры не допускается. На окантовке отверстий не должно быть трещин, прогаров и отслоений.
3.10.12 Проверка герметичности головки цилиндров Для гидравлического испытания на герметичность рубашки охлаждения головки цилиндров: Рис. 3–51. Проверка герметичности головки цилиндров на приспособлении А.60334: 1, 2, 4 — заглушки; 3 — плита приспособления; 5 — фланец со штуцером подвода воды. — установите на головке д.
Снятие-установка ГБЦ 2101 — 2107 (карб)
Данное руководство применимо ко всем двигателям «классического семейства» автомобилей ВАЗ (модели 2101-2107 и их модификации) с карбюраторными двигателями.
1. Подготовка к проведению работ по снятию/установке головки блока цилиндров.
Снятие/установка головки блока цилиндров (ГБЦ) необходима для следующих операций:
замена прокладки ГБЦ
ремонт/замена ГБЦ
последующий ремонт блока цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы
<>Перед работами по снятию/установке ГБЦ необходимо:
зафиксировать автомобиль (установить упоры под колеса, поставить автомобиль на ручной тормоз и на передачу)
обесточить автомобиль (снять аккумуляторную батарею с автомобиля)
ВНИМАНИЕ во избежание возможности травматизма (ожогов) работы рекомендуется проводить с полностью охлажденным двигателем.
слить охлаждающую жидкость с системы. Для этого снять крышки расширительного бачка 1 и радиатора 2, открыть кран отопителя (установить «ползунок» отопления салона на максимально горячий воздух), выкрутить сливные болты внизу радиатора 3 и на блоке цилиндров 4 :
ВНИМАНИЕ при выкручивании болтов возможна довольно мощная струя охлаждающей жидкости.
Также рекомендуется заранее позаботится о емкости, в которую будет производится слив охлаждающей жидкости.
ВНИМАНИЕ Охлаждающая жидкость сливается только с холодного двигателя для избежания возможности повреждения деталей двигателя и деталей системы охлаждения, а также получения ожогов.
Для удобства работы с двигателем на автомобиле рекомендуется снять капот.
Для этого необходимо снять фиксатор капота 1 и ключом на 13 открутить четыре болта крепления капота :
2. Снятие ГБЦ.
Открутить ключом на 10 три гайки 1 крышки корпуса воздушного фильтра:
Снять крышку воздушного фильтра и извлечь воздушный фильтр.
Ключом на 8 открутить четыре гайки 1 корпуса воздушного фильтра:
Снять корпус воздушного фильтра.
Ослабить хомуты 1 и отсоединить от карбюратора шланги подачи и возврата топлива (количество и место их подсоединения к карбюратору может отличатся в зависимости от модели карбюратора). При наличии электроклапана холостого хода 2 отсоединить от него подключенный провод. При наличии газо-балонного оборудования (ГБО) отсоединить шланги подачи газа к карбюратору ослабив хомут 3 и отсоединив шланг подачи газа. Отсоеденить тягу 4 акселератора и шланг 5 вакуума распределителя зажигания:
Снять карбюратор с впускного коллектора.
Ключом на 13 открутить четыре гайки 1 крепления «штанов» выпускной системы к выпускному коллектору:
Отсоединить «штаны» выпускной системы от выпускного коллектора.
Ключом или насадкой на 10 открутить гайки 1 клапанной крышки:
Снять клапанную крышку и прокладку клапанной крышки.
Отсоединить высоковольтные провода от свечей зажигания и катушки зажигания. Ключом на 13 открутить гайку 1 крепления распределителя зажигания:
Извлечь распределитель зажигания:
Развальцевать стопор болта 1 шестерни распределительного вала. Открутить болт шестерни распределительного вала и снять ее с фиксатора вала, извлечь шестерню привода распределительного вала. При этом рекомендуется зафиксировать цепь газораспределительного механизма во избежание ее падения в блок цилиндров.
Извлечь постель распределительного вала в сборе с валом.
Открутить болты 1 крепления ГБЦ к блоку цилиндров:
Снять ГБЦ с блока цилиндров и прокладку ГБЦ (прокладка ГБЦ может «прилипнуть» как к ГБЦ так и к блоку цилиндров).
ВНИМАНИЕ при снятии ГБЦ с блока цилиндров возможно выпадение направляющих втулок 1 ГБЦ:
3. Установка ГБЦ
Перед установкой ГБЦ установить направляющие втулки ГБЦ в свои места в блоке цилиндров 1, и положить на блок цилиндров прокладку ГБЦ.
Далее установка ГБЦ производится в порядке, обратном снятию.
ВНИМАНИЕ при подключении высоковольтных проводов к свечам зажигания их необходимо подключить строго соответственно контактам крышки распределителя зажигания и порядку свечи. Для этого на большинстве крышек распределителя зажигания возле ее контактов указаны номера свечей зажигания, которым они соответствуют.
ВНИМАНИЕ При установке ГБЦ все снимаемые прокладки (прокладка ГБЦ, прокладка между «штанами» выпускной системы и выпускным коллектором, прокладка клапанной крышки, прокладки впускного и выпускного коллекторов при их снятии с ГБЦ, и т.д.) рекомендуется заменить новыми!
ВНИМАНИЕ Затягивание болтов ГБЦ и гаек постели распределительного вала производятся в строго определенном порядке и с определенным усилием ( для определения усилия следует использовать динамометрический ключ): Болты ГБЦ затягиваются в несколько подходов в порядке, соответственно изображению:
Первый подход: болты 1 — 10 моментом 3,5 — 4,1 кгс*м., болт 11 только «наживляется» Второй подход: в той же последовательности моментом 10,5 — 11,5 кгс*м., последним затягивается болт 11, моментом 3,5 — 4,0 кгс*м.
Гайки крепления постели распределительного вала затягиваются в следующем порядке:
С моментом затяжки 1,9 – 2,3 кгс*м.
ВНИМАНИЕ перед установкой клапанной крышки необходимо убедится в правильности выставления момента зажигания и газораспределительного механизма.При необходимости выставить момент зажигания и газораспределительный механизм согласно инструкции.
<> После установки ГБЦ залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
Для этого необходимо закрутить болты слива охлаждающей жидкости (ОЖ), залить ОЖ в расширительный бачек до верхней отметки и в радиатор до его заполнения. Завести двигатель и дать ему поработать одну – полторы минуты. Снять крышку радиатора и долить ОЖ до заполнения радиатора. Повторно завести двигатель на 30 – 60 секунд. Проверить уровень и при необходимости долить ОЖ и масло.