Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам
Статьи
Какими свойствами должно обладать хорошее моторное масло? И какие функции выполняет автомасло в работе автомобиля.
Конечно, каждый владелец заинтересован в том, чтобы автомобиль как можно дольше оставался в отличном состоянии. Это желание должно быть подкреплено ответственным отношением автовладельца к своему автомобилю. Качество и регулярность обслуживания автомобиля играют решающую роль в вопросе безотказной работы автомобиля на протяжении долгих лет.
Не последнюю роль в обслуживании автомобиля играет качество используемых смазочных и расходных материалов. Обязательное условие: трущиеся детали должны быть смазаны именно качественным маслом, чтобы прослужить максимально долго. Можем ответственно заявить: на масле экономить не стоит! Чтобы обойтись без услуг специалистов, необходимо знать несколько важных мелочей, а именно сделать мини обзор моторных масел.
Если масло выбрано невнимательно – ненадлежащего качества или характеристики, то, не исключены такие неприятности, как повышенный износ двигателя, задиры, заклинивание частей, закоксовывание колец поршней и дизельных форсунок, засорение масляных каналов и фильтров, большое образование нагара, быстрое разрушение деталей из резины.
Что необходимо знать об автомобильном масле, чтобы избежать описанных неприятностей?
Всем известно, что моторное масло изготавливается из продуктов нефтедобычи. Первое подобие смазочных материалов появилось более шести тысяч лет назад. Именно тогда, согласно теории историков, было изобретено колесо, а за ним и другие механизмы, пригодные для сельского хозяйства и быта. Даже первобытные люди понимали, что для деталей, которые взаимодействовали между собой, нудна смазка. В качестве смазки в то время человеку была известна именно нефть. Но тогда ее использовали лишь в чистом виде. Намного позже люди научились перерабатывать нефть, но и тогда использовали лишь керосин, а оставшийся ценнейший мазут использовали просто как топливо.
Но технологии усовершенствовались, и мазут научились разделять на составляющие – фракции, чтобы потом выделить из этих фракций масла – минеральные, или нефтяные.
Современный двигатель автомобилей в повседневной работе сталкивается с очень большими нагрузками, как механическими, так и температурными. Следовательно, моторное масло так же должно иметь соответствующие характеристики. Качество моторных масел для современных автомобилей должно быть идеальным. Чтобы добиться высочайших эксплуатационных характеристик, в автомобильное масло добавляют специальные элементы – так называемые присадки, которые улучшают свойства моторного масла. В автомобильных маслах известных производителей количество присадок переваливает за десяток. Например, противоизносные составы – они уменьшают износ трущихся деталей двигателя на несколько процентов. Есть присадки моющие, которые препятствуют осадку «лака» на разных частях деталей и т.д.
Для правильного выбора моторного масла, необходимо знать, что масло должно обладать двумя, противоположными свойствами:
Хорошо течь – проникая через систему тончайших каналов при любых температурах, в том числе и зимой, после “ночной” стоянки при “минус” 30 или 40, когда все “текучее” стремится превратиться в “гуталин”. Наличие масла в двигателе во время холодного старта жизненно необходимо, ведь после длительной стоянки оно стремиться полностью стечь и вероятно появление разрушительных задиров в случае проворачивания двигателя “всухую”.
Прилипать к поверхности металла – в отличие от способности течь, сохранение этого свойства особенно важно при сверхвысоких температурах при пике нагрузок на двигатель, эксплуатируемый в летнюю жару. Разогретое до предела масло стремится перейти в самую жидкую и даже парообразную форму, теряя способность оставаться на поверхности трущихся деталей в виде микропленки.
Для выполнения первого свойства моторное масло должно быть максимально жидким, а для выполнения второго – максимально густым. Решение проблемы заключается либо в использовании различных по свойствам “зимнего” и “летнего” масел или в применении загущающих присадок – модификаторов вязкости. Именно они позволили широко внедрить всесезонные композиции. Суть их действия заключается в том, что они “не работают” при низких температурах, сохраняя первоначальную степень текучести масла, но загущают его при повышении температур, обеспечивая желанный компромисс.
Если подсчитать все требования, предъявляемые к моторным маслам, то их число превысит полсотни. Правда, многие требования продиктованы соображениями экологического характера и являются несущественными для долговечности двигателя.
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОТОРНОМУ МАСЛУ:
- Масло моторное должно обладать высокими смазывающими свойствами и тем самым обеспечивать максимальное снижение трения и уменьшение износа;
- Важной функцией моторного масла является способность очищать двигатель от продуктов износа, нагара и других маслонерастворимых частиц. Для этого в автомобильное масло вводятся специальные присадки, которые обволакивают частички грязи и не дают им слипаться в крупные комки. Загрязнения находятся в моторном масле во взвешенном состоянии, что позволяет им беспрепятственно попасть в масляный фильтр и осесть на его фильтрующем элементе;
- Внутри двигателя всегда присутствуют водяные пары, которые, конденсируясь на металлических поверхностях, вызывают коррозию. Защита от коррозии – еще одна важная функция моторного масла;
- Из-за того, что в топливе содержится сера, при сгорании образуется кислота. За нейтрализацию этой кислоты также отвечает моторное масло;
- Многие детали двигателя испытывают высокие термические нагрузки. От перегрева их предохраняет моторное масло, которое в данном случае выступает в роли охлаждающей жидкости;
- Масло моторное должно обеспечивать уплотнение зазора между поверхностями цилиндров и поршней; Остановка двигателя сразу же после активной езды вызывает стремительный рост термической нагрузки на основные детали силового агрегата.
Как работает система смазки двигателя?
Функцией номер один масла в двигателе является именно то, что Вы от него, собственно, и ожидаете: оно позволяет деталям двигателя двигаться. Только представьте себе двигатель без масла – звонкие скрежущие и скрипящие звуки металлических поршней, с трудом продирающихся вверх и вниз внутри сухого цилиндра. Вызывает дрожь по телу, не правда ли?!
Действительно, масло делает очень большую работу в поддержке эффективности работы двигателя. Оно значительно уменьшает трение, что означает, что двигатель должен приложить меньше усилий, чтобы раскручивать шестерни коробки и, в конце концов, колёса нашего авто. Это в свою очередь означает, что наша машина может ездить с меньшим расходом топлива и меньшим пробегом на одном баке. И всё это, не говоря уже о том, как бы двигатель нагревался при сильнейшем трении молниеносно движущегося поршня. Всё это означает меньший износ движущихся деталей двигателя. Регулярная замена масла в системе означает, что Ваш двигатель будет счастлив, что означает, что и Ваш кошелек будет счастлив, и, в конце концов, и Вы сами. Как видим, выигрывают все!
Давайте придумаем сюжет, чтобы нам легче было понять работу смазочной системы двигателя! В роли случайно выбранной молекулы масла из двигателя представим некое живое существо и назовём его Оливером и далее опишем весь его путь вокруг двигателя.
Знакомьтесь, это Оливер!
Масляный картер: Это то место, где Оливер болтается без дела и спит, когда двигатель не делает ничего. гостиная комната, если до конца ассоциировать. В большинстве легковых автомобилей этот “чан” содержит около 4-6 литров масла.
Трубка для подачи масла: Когда двигатель включается, он должен получить нужное количество масла немедленно. Оливер и его нефтяные приятели всасываются через трубку подачи масла и становятся готовы к действию.
Масляный насос: Трубка для подачи масла расположена вертикально, и масло должно подняться вверх. Насос обеспечивает всасывание масла так, что Оливер может двигаться вверх против силы тяжести, а затем немного потесниться со своими друзьями, расположившись значительно ближе друг к другу так, что создаётся давление масла (будем надеяться, что Оливер не забыл использовать дезодорант сегодня).
Клапан сброса давления: Если Оливер и его друзья слишком приблизились друг к другу, то они начинают планировать бунт, а предохранительный клапан даёт им столь необходимого передышку и ослабевает пыл бунтарей. Этот компонент системы смазки двигателя будто говорит Оливеру и его друзьям: “Успокойтесь, дети“.
Масляный фильтр: В то время как Оливер и его друзья могут проходить в двигатель, фильтр проверяет, чтобы те не взяли с собой ничего из запрещённых предметов: песчинки (Оливер очень любит притягивать их), стружка металла – масляный фильтр останавливает проникновение грязи и мусора в рабочее пространство двигателя, которое масло может подобрать на своём последнем этапе пути через систему.
Перфорированные отверстия: Оливер хихикает каждый раз, когда он слышит это словосочетание. Просто он очень маленький и не совсем понимает сложных слов. Это маленькие отверстия, просверленные в коленчатом вале и некоторых других частях системы смазки, которые позволяют маслу покрыть собой все подшипники и цилиндры, которые должны оставаться смазанными.
Отстойник (маслосборник): После того, как Оливер выполнил свою основную работу – позволять движущимся частям двигателя оставаться подвижными за счёт смазки, его рабочий день закончен, и Оливер скользит коротким путём в маслосборник, также известный как отстойник, чтобы снова ничего не делать, пока начальник снова не вызовет его на работу – трубка для подачи масла снова не всосёт его в рабочее пространство двигателя, где он снова начнёт свою работу.
Есть ещё ряд компонентов смазочной системы, и их проще всего увидеть:
Типы смазочных систем двигателя
Есть два основных типа смазочной системы в автомобилях, оба из которых звучат как некие подвиды моржей или что-то вроде того: система с мокрым картером и с сухим картером.
Большинство автомобилей используют мокрый картер. Это означает, что масляный поддон находится в нижней части двигателя, и масло хранится там. Помните гостиную Оливера? Это вроде того, как у него есть ещё и танцпол в клубе. И в этой странной метафоре в роли танцоров выступают поршни с цилиндрами и подшипники.
Главным преимуществом мокрой системы отстойника является его простота. Масло находится в том месте, куда оно стекает самотёком, для этого необходимо не особо много компонентов и инженерных задумок, а также простой ремонт, и всё это относительно дёшево встраивается в машину.
Некоторые автомобили, особенно, спортивные дорогие автомобили используют систему смазку с сухим картером. Это означает, что картер находится не под двигателем – на самом деле, он может быть расположен в любом месте в моторном отсеке. После того, как Оливер делает свою работу в двигателе, он не просто капает в гостиную. Он направляется в самый настоящий VIP номер.
Система сухого картера получает пару бонусов в свои преимущества: во-первых, это означает, что двигатель может быть расположен немного ниже, что дает автомобилю низкий центр тяжести и улучшает стабильность на скорости; во-вторых, он не даёт лишнему количеству масла поступать к коленчатому валу, мешая ему работать, что может сократить мощность автомобиля. А ещё, так как картер может быть расположен в любом месте, означает, что он также может быть любого размера и формы.
Существуют и иные типы систем смазки по другим критериям: так, двухтактные двигатели часто используют совершенно другой тип технологии смазки. Некоторые скутеры, многие газонокосилки и другие машины с двухтактными двигателями имеют получают смазку за счёт смешивания масла с бензином ещё до поступления в рабочее пространство двигателя. В таких двигателях когда бензин испаряется в процессе горения, остаётся масло, которое покрывает движущиеся части двигателя собой.
Система смазки двигателя. Назначение, принцип работы, эксплуатация
Каждый двигатель нуждается в смазке, поэтому моторное масло — один из основных расходных материалов, который всегда есть в запасе у автомобилиста. О том, зачем нужно смазывать мотор, как устроена и как работает система смазки современного двигателя, а также об ее обслуживании и основных неисправностях — читайте в этой статье.
Назначение системы смазки двигателя
Любой двигатель внутреннего сгорания состоит из сотен деталей, большинство из которых (главным образом — детали КШМ и ГРМ) находится в постоянном движении друг относительно друга, а поэтому подвержены трению и износу. Силы трения приводят к бесполезной затрате мощности двигателя, а в ряде случаев делают работу двигателя и вовсе невозможной — при трении детали нагреваются и расширяются, зазоры между ними уменьшаются и заполняются продуктами износа (мелкой стружкой и металлическими частицами микронных размеров), и в результате происходит заклинивание.
Решает эти проблемы система смазки двигателя. Главное, что выполняет система смазки — заменяет «сухое» трение на «мокрое», в результате трение между трущимися деталями снижается на порядок, и двигатель может нормально работать.
Современная система смазки двигателя выполняет несколько функций:
– Снижение сил трения между деталями;
– Охлаждение деталей;
– Удаление из зазоров продуктов износа деталей и частиц нагара;
– Защита поверхностей деталей от коррозии;
– Функции управления (масло используется в качестве рабочей жидкости в системе регулирования фаз газораспределения, в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ и т.д.).
Функции охлаждения и удаления продуктов износа обеспечиваются тем, что масло в современных двигателях циркулирует, находится в постоянном движении, при этом очищается и охлаждается. Антикоррозийные свойства обеспечиваются масляной пленкой, которая постоянно покрывает детали, а также разнообразными присадками, которые содержатся в моторных маслах.
Устройство, принцип работы системы смазки
Система смазки двигателя содержит несколько основных компонентов:
– Масляный поддон картера;
– Масляный насос;
– Масляный фильтр;
– Масляный радиатор (не во всех моторах);
– Датчики давления и температуры масла;
– Редукционные (перепускные) клапаны;
– Масляная магистраль и масляные каналы.
Принцип работы смазочной системы выстроен таким образом, чтобы обеспечить подачу масла ко всем трущимся деталям на всех режимах работы двигателя. Масло хранится в поддоне картера, откуда при запуске двигателя насосом нагнетается в масляный фильтр, а от него под давлением через главную магистраль и каналы в блоке цилиндров поступает к наиболее трущимся и нагруженным деталям — коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорным подшипникам и кулачкам распределительного вала ГРМ.
Из переднего коренного подшипника коленвала масло поступает на привод ГРМ и в головку блока цилиндров, где образует масляную ванну — так осуществляется смазка коромысел, толкателей, клапанов и других деталей. Из ГБЦ масло по сливным каналам стекает в поддон картера.
Одновременно масло поступает в каналы в шатунах, и через специальные отверстия или форсунки разбрызгивается на стенки цилиндров и внутренние поверхности поршней — так обеспечивается снижение трения поршневых колец о стенки цилиндра, а также охлаждение поршней и цилиндров. Во многих двигателях такой схемы смазки не предусмотрено — в них смазка поршневых пальцев и цилиндров осуществляется масляным туманом.
По стенкам цилиндров масло стекает в картер, капли масла разбиваются движущимися деталями КШМ — так в картере образуется масляный туман. Вклад в образование тумана делает и масло, выдавливаемое из-под шатунных подшипников. Масляный туман обеспечивает смазку шатунных пальцев, цилиндров, внутренних поверхностей поршней и других деталей.
В двигателях с турбонаддувом предусмотрена возможность подачи масла к валу турбокомпрессора, которая имея большую скорость вращения, без смазки быстро выйдет из строя.
1. Патрубок маслоналивной 2. Насос топливный 3. Трубка маслоподводящая 4. Трубка маслоотводящая 5. Фильтр центробежной очистки масла 6. Фильтр масляный 7. Указатель давления масла 8. Клапан перепускной масляного фильтра 9. Кран радиатора |
10. Радиаторы 11. Клапан дефференциальный 12. Клапан предохранительный радиаторной секции 13. Картер масляный 14. Труба всасывающая с заборником 15. Секция радиаторная масляного насоса 16. Секция нагнетающая масляного насоса 17. Клапан редукционный нагнетающей секции 18. Полость дополнительной центробежной очистки масла |
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию системы смазки
Система смазки обеспечивает нормальную работу двигателя только тогда, когда она грамотно эксплуатируется и обслуживается. Ничего сложного здесь нет.
Главное, о чем всегда необходимо заботиться — правильный режим запуска двигателя, особенно в холодное время года. При простое двигателя масло стекает в поддон, и детали оказываются без смазки, поэтому в первые мгновения после пуска они испытывают серьезные нагрузки, а на нормальный режим работы двигатель выходит только после образования масляной пленки на всех трущихся поверхностях.
Ситуация усугубляется зимой, когда масло в картере густеет и после пуска с большим трудом подается к трущимся деталям. Поэтому зимой, особенно при температурах ниже −20°C, необходимо завести и прогреть двигатель, пока температура масла в нем не поднимется до установленной отметки (80–90°C). О методиках зимнего пуска двигателя сказано уже очень много, поэтому здесь мы этого вопроса касаться не будем.
Большое внимание необходимо уделять техническому обслуживанию системы смазки. В частности, каждые 10-20 тысяч км пробега (в среднем — 15 тысяч) необходимо производить замену моторного масла и масляного фильтра. Для новых двигателей эта операция производится чаще. Но нужно отметить, что каждый производитель автомобилей и двигателей дает свои рекомендации по обслуживанию, которым необходимо четко следовать.
Некоторые неисправности системы смазки
Неисправностей системы смазки не слишком много, а внешних проявлений у них всего два: повышенный расход масла и понижение давления в системе. Каждый признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях, выявить которые обычно не представляет труда.
Быстрый расход масла может свидетельствовать о следующих неисправностях:
– Негерметичное крепление масляного фильтра к штуцеру;
– Утечка масла через прокладку картера или масляного насоса;
– Повреждение поддона картера;
– Засорение системы вентиляции картера;
– Некоторые неисправности ГРМ и КШМ.
Понижение давления масла может иметь следующие причины:
– Засорение масляного фильтра;
– Неисправность масляного насоса;
– Неисправность редукционных клапанов;
– Понижение уровня масла в системе;
– Выход из строя датчика давления.
Устранение большинства неисправностей связано с частичной разборкой двигателя (а также сливом масла), поэтому ремонт лучше доверить профессионалам.
LAND ROVER FREELANDER CLUB
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Объявление
Информация о пользователе
Ликбез про масло 🙂
Сообщений 1 страница 14 из 14
Поделиться12009-06-29 18:24:39
- Автор: Aleks
- Дедушка
- Зарегистрирован: 2009-01-24
- Сообщений: 740
- Уважение: +22
- Провел на форуме:
22 дня 20 часов - Последний визит:
2011-07-28 22:44:08
Моторное масло для автомобиля — как вода для человека. Без него двигатель не проживет и минуты. Самое главное здесь — периодичность замены и правильный выбор. Экономию на масле автомобиль вам точно не простит. Так что нужно знать о моторном масле?
Для чего в двигателе масло? Во-первых, масло смазывает все без исключения движущиеся детали, тем самым уменьшая износ и трение. Во-вторых, масло несет защитную функцию — препятствует коррозии и образованию отложений. В-третьих, масло охлаждает двигатель, отводя тепло от камеры сгорания к поддону картера.
Существует три основных вида моторного масла: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Каждый завод-изготовитель обязательно указывает тип масла для каждого конкретного двигателя. Помимо типа на канистре указана вязкость масла (классификация SAE), которую стоит подбирать в зависимости от температуры воздуха и условий эксплуатации автомобиля.
Зимнее масло обозначается литерой “W” и числом перед ней (от англ. “winter”): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60, всесезонное, соответственно, — это комбинация обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40. Первое число, после которого стоит W, обозначает вязкость при низкой температуре: 5W, 10W, 15W. Чем меньше число, тем более жидким при низкой температуре будет масло, тем легче будет проходить запуск двигателя. Второе число обозначает вязкость при высокой температуре: 30, 40, 50. Чем больше число, тем более вязким будет нагретое масло.
При пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (новый двигатель) рекомендуется применять масла классов SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
При пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W-40,15W-40, зимой — SAE 5W-30 и 10W-30 и всесезонно — SАЕ 5W-40;
При пробеге автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя (старый двигатель) следует применять летом масла классов SAE 15W-40 и 20W-40, зимой — SAE 5W-40 и 10W-40 и всесезонно — SAE 5W-40.
Здесь все зависит от состояния двигателя. На новых автомобилях масло меняется раз в 15 000-20 000 км пробега. В случае с подержанными двигателями замена должна производиться не реже 10 000 км. В процессе замены масло полностью сливается, также обязательно менять масляный фильтр, который препятствует попаданию в двигатель крупных частиц и грязи, способной разрушить мотор.
Если автомобиль используется не каждый день, а, к примеру, только на выходных, масло придется менять чаще. Со временем оно теряет свои характеристики и уже не может обеспечивать должную защиту. Именно поэтому смену масла советуют делать, отталкиваясь либо от километража (авто используется каждый день) либо от времени, прошедшего с последней замены (авто используется нерегулярно). Обычно интервал составляет 1 год.
Контроль уровня масла и его доливка
Уровень масла в двигателе, как мы уже говорили, очень важен. Так называемое “масляное голодание” приводит к полному разрушению двигателя за очень короткий срок.
Каждая машина в той или иной степени расходует масло. Но помимо естественного потребления уровень масла может упасть из-за протечки, прохудившейся прокладки картера, трещины в какой-нибудь трубке и.т.д. Поэтому уровень масла следует периодически проверять. Процедура всем, наверняка, известна. Чтобы получить правильную оценку уровня масла, двигатель должен быть слегка прогрет. Проверяйте уровень масла на ровной поверхности.
Подождите по меньшей мере 5 минут после того, как вы заглушили двигатель.
Выньте масляный щуп. Вытрите его. Поставьте обратно и подождите несколько секунд, потом снова достаньте его.
Проверьте уровень относительно отметок MIN и MAX. Вам следует долить масло, если его уровень ниже отметки MAX. Добавляйте масло понемногу. Снова проверьте уровень и повторите эти действия, пока он не достигнет отметки MAX. Но уровень масла не должен быть выше нее! Поставьте масляный щуп на место.
Проверяйте уровень масла каждые 2000 км.
Доливать можно лишь точно такое же масло, того же производителя и с такими же характеристиками.
Если, отвинтив крышку, вы обнаружили грязное масло — не пугайтесь, это вполне нормально. Это значит, что ваше масло выполняет свои функции: собирает отложения и поддерживает их во взвешенном состоянии, чтобы они не оседали на деталях двигателя.
Стоит ли верить рекламе химических присадок, обещающих сотворить чудо и в разы улучшить характеристики масла? Конечно, нет! Подумайте сами — такие гиганты индустрии как Shell, Valvoline, Castrol, Mobil тратят ежегодно уймы денег на новые разработки, пытаясь улучшить характеристики масел. Неужели жидкость Made in China в красивой баночке, которую советуют “доливать при каждой замене масла”, способна переплюнуть такие старания?
Лучше приобрести качественное масло, заранее сверив все характеристики, чем пытаться с помощью присадки улучшить качество дешевого продукта. Исключение составляют промывающие присадки, которые советуют использовать при попадании масла в охлаждающую систему.
Маслом кашу не испортишь, а вот двигатель можно не то что испортить — убить. Так что если вам дорога ваша машина, экономьте лучше на бензине и пахучих “елочках”.
Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам
На самом деле — тут вопрос рациональности. Можно ведь приходить в магазин и покупать самые дешевые продукты. Если конечно вас не пугает вероятные несварение желудка, язва и последующие вероятные проблемы со здоровьем. Так и со смазочными материалами. К сожалению, в нашем деле ситуация, когда от некачественного продукта за несколько минут двигатель вышел из строя — скорее сказка, нежели реальность. Но в любом случае применение продукта, который не соответствует требованиям производителя, в продленной перспективе приведет к проблемам. Вероятнее всего — повышенный износ элементов газо-распределительного механизма и большое количество отложений. Вот во что выливается экономия автовладельца. А выбор, конечно, за вами.
Миф 2. Чем меньше присадок в масле, тем лучше. Они портят мотор!
Если мы посмотрим на историю развития международных классификаций, то все как раз и начиналось в 40-х годах прошлого века с применения чистых базовых масел без присадок. Оказалось, что уже на тот момент, естественных противоизносных свойств масла не хватало для того, чтобы обеспечить нормальный ресурс двигателя. Пришлось добавлять в состав масла противоизносные компоненты. Они-то и стали первыми присадками. Затем оказалось, что моющих свойств недостаточно, и пришлось добавлять их. И так далее, и так далее, и так далее. В итоге, на текущий момент мы пришли к тому, что в составе масла порой содержится более 20 соединений, призванных улучшить работоспособность продукта.
Миф 3. Минеральное масло, полусинтетическое и синтетическое полностью совместимы? При необходимости их можно смешивать.
Первое и самое главное, на что нужно обратить внимание — это на то, что все эти масла производятся разными путями, то есть отличаются по технологии производства. Кроме того, они отличаются по итоговому составу. Не говоря уже о том, что пакеты присадок, растворенные в масле, могут иметь существенные различия по компонентному составу. Конечно, международные классификации требуют проверки на совместимость масел, которые обладают одинаковыми свойствами в пределах 10 %. Но свыше этих величин никто не проверял. Да и 10 % не означает, что можно проводить смешение 50/50. Тут речь идет скорее о возможности замены без проведения промывки, т.к. в двигателе даже при полном сливе старого масла остается небольшое его количество. Так что со смешением я бы рекомендовал быть осторожнее.
Миф 4. Никогда нельзя промывать мотор перед заменой масла. Промывка уничтожает двигатель.
А вот тут нет однозначного «рецепта». Я бы сказал так: если история автомобиля вам известна, он всегда обслуживался в одном месте, с применением высококачественных смазочных материалов, то промывка действительно не нужна. Современные масла обладают достаточным запасом моющих свойств. Если у вас нет информации, на каком масле эксплуатировался автомобиль и как часто он проходил ТО, для начала имеет смысл заглянуть под клапанную крышку. Если там все в порядке, и вы не видите отложений, то и смысла в промывке нет. Если же картина обратная — мыть и еще раз мыть.
При этом помните, что для проведения промывки все таки лучше воспользоваться товарным маслом, хоть это и дороже, нежели модными «5-ти минутками», или промывочными маслами. Эти продукты, действительно, могут отрицательно повлиять на двигатель по причине неполноценности своего состава.
Миф 5. Масло темнеет из-за проблем с двигателем.
Проблемы с двигателем грозят, если цвет масла не меняется. Процесс происходит следующий: жидкость движется по замкнутому кругу, смазывает двигатель, отмывает нагары и, соответственно, становится более темной. Если после 3-5 тыс. км вы достаете щуп и видите, что масло осталось прозрачным, — стоит задуматься, а очищает ли оно двигатель, обладает ли всеми необходимыми присадками и выполняет ли свою функцию? Единственное верное решение проблемы — заменить используемое масло на новую продукцию, приобретённую у официального дистрибьютора.
Но учтите, что скорость потемнения масла на бензиновом, дизельном и газовом двигателях различается. Так что держите руку на щупе и не упустите момент.
Миф 6. Можно ли вязкость масла можно определить «на ощупь»
Вам, наверняка, знакома ситуация, в которой механик определяет жидкое или не жидкое, а, как следствие, качественное или некачественное у вас масло, беря самостоятельно пробу, растирая каплю пальцами. Запомните: нельзя на ощупь определить вязкость масла и тем более понять, подходит оно для вашей машины или нет. Вязкость можно определить лишь на специальном приборе — вискозиметре в специальных лабораториях в научно-исследовательских центрах. Если же вам необходим детальный анализ отработанного масла, стоит воспользоваться услугой ANAC, результаты которого дадут полный анализ реологических свойств масла, состояние пакета присадок, наличие загрязнений и состояние износа — все то, что нельзя определить «на глаз».