Диагностика без провода

Диагностика без провода

Компьютерная диагностика — сложный процесс. Его и сейчас очень многие предпочитают доверять исключительно специализированным СТО с соответствующим сканирующим оборудованием.

Автономные сканеры позволяют выявить все неисправности в электронных и механических системах автомобиля быстро и в полном объёме.

Проблема в стоимости услуги. Она высока и не всем доступна. Подобный сервис оказывали даже не все мастерские, занимающиеся ремонтом авто. Ремонт, таким образом, чаще всего осуществлялся по старинке — методом «научного тыка».

Ноу-хау современной компьютерной диагностики

Это доступность, возможность провести диагностику автомобиля своими руками.

В настоящее время сканирование изъянов в функционировании машины легко осуществить в условиях гаража перед серьёзным рейсом или просто — аварийной остановки на обочине. Например, в случае, если на панели приборов загорается окошечко «check engine».

Спецтехника не обязательна. Для выявления причины неполадки необходимы только определённые навыки, а также:

  1. транспортное средство,
  2. ноутбук,
  3. адаптер,
  4. кабель для соединения через адаптер компьютера с контроллером автомашины.

Адаптер

На выпускающихся в настоящее время моделях ВАЗ широк спрос на адаптеры (преобразователи уровней) серии KL с соединительным разъёмом USB. Они предназначены для состыковки ноутбука (или стационарного персонального компьютера) с каналами «К» или «L» ЭБУ (электронный блок управления).

Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями.
Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.

Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.

Модели адаптеров:

Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.

Самый дешёвый адаптер на ВАЗ — ELM327. Чаще всего применяется универсальный адаптер — BM9213.

ELM 327

Конструкция адаптера:

  • печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
  • порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
  • корпус (материал — металл или пластик).

OBD II

Технические данные:

Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».

Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.

Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.

Кабель

Основные различия модификаций:

Купить кабель для диагностики легче всего в интернет-магазинах. В обычных магазинах, реализующих автозапчасти, аксессуары подобного рода автомобилей встречаются редко.

Программы для диагностики автомобилей ВАЗ

В связи с тем, что их много, назовём несколько самых распространённых и продвинутых:

  1. KWR_D — одна из самых надёжных. Её преимущество в том, что есть много полезных регулировок. Перечислим основные функции:
    — управление механизмами (форсунки, катушки, вентиляторы и проч.),
    — мониторинг параметров автомобиля.
  2. ICD 1.2.0.1 — то же самое (программа бесплатная).
  3. Diagnostic Tool vl.31.2 — управление функциями, есть регулировки.
  4. АВТОВАЗ NEW — самый современный вариант. Преимущества — это управление иммобилизатором и регулировки.
  5. Sens Diag — комплексная диагностика.
  6. Мотор-тестер — то же самое.
  7. My Tester VAZ — то же самое с непосредственной адаптацией к моделям ВАЗ.

Все указанные программы работают с блоками Bosch.

Как провести диагностику автомобиля ВАЗ с помощью ноутбука:

  1. Скомплектовать оборудование для диагностики (ноутбук, кабель для подсоединения, адаптер),
  2. Установить на ноутбук соответствующую программу и драйверы,
  3. При помощи кабеля создать логистическую цепь «ноутбук — адаптер — ЭБУ — компьютер автомобиля»,
  4. Настройка связи ноутбука с компьютером автомобиля,
  5. Включение двигателя,
  6. Диагностика.

Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ

На что обратить внимание:

  1. На заглушенном двигателе
    — датчики температуры (корректность данных);
    — дроссельная заслонка (наличие износа дроссельного механизма; предельный износ — не более 2%);
    — датчик кислорода (АЦП ДМРВ); наличие износа канала; предельный износ — не более 1, 035 В;
  2. На работающем, прогретом до нормы двигателе (холостой ход)
    Проверяются следующие параметры (величина в каждом конкретном случае зависит от модели двигателя и ЭБУ):
    — обороты в минуту;
    — расход воздуха для 8 клапанного двигателя;
    — расход воздуха для 16 клапанного двигателя;
    — время впрыска; при необходимости — коррекция впрыска;
    — коэффициент коррекции (%);
    — мультипликативная составляющая коррекции;
    — аддитивная составляющая коррекции;
    — цикловой расход воздуха (мг/такт) для 8 клапанного двигателя и для 16 клапанного двигателя.
  3. Скриншоты диагностики двигателя на мониторе (зависимость от модели ЭБУ на примере ВАЗ 2107)
    — ЭБУ «Январь 5»

    — ЭБУ М73

Объективные показатели

Факторы, определяющие корректность данных:

  • модель автомобиля (двигателя),
  • модель ноутбука (сканера) и адаптера,
  • температурный режим двигателя,
  • температура окружающей среды,
  • квалификация оператора.

Таким образом, ясно, что выводы при диагностике того или другого автомобиля могут быть не всегда вполне адекватными сложившейся технической ситуации.

Хотя представление о неисправности и стоимости ремонта получить можно.

Как сделать диагностику автомобиля своими руками?

Не так уж и сложно. Особенно обладая качественным современным оборудованием.

Но никакая техника не заменяет знания и опыт. Полагаясь на себя целиком, не забывайте о профессионалах на специализированных СТО. Иногда сверяйтесь и с их данными. Если что-то не получается у самих, пользуйтесь их мастерством.

Ремонт — это всегда расходы. Автомобиль должен быть на ходу — вот что главное!

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Проблемы подключения K Line

Не подключается KLine адаптер (VAG COM)

При изготовлении K-Line адаптера самостоятельно или приобретении его в магазине, пользователи в отдельных случаях сталкиваются с проблемой в подключении адаптера.

Данная проблема имеет два подвида:

– Проблема при подключении адаптера к ПК (с нашим адаптером K-Line 409, в комплекте идет видео инструкция по работе с прибором, рекомендуем ознакомится с ней если у Вас возникают вопросы)

– Проблема подключения адаптера K Line 409 (VAG COM) к автомобилю

Для решения первой проблемы необходимо установить драйвер для устройства находящийся на диске, после чего перейти в диспетчер устройств, и посмотреть корректно ли отображается Ваш адаптер. Если в диспетчере устройств Вы видите в разделе COM порты и LPT Ваш адаптер без каких-либо знаков вопросов и т.п. то можете быть спокойны, драйвера установлены правильно. Для большей уверенности можно два раза кликнув по нему найти надпись о том, что устройство работает нормально.

В случае если Ваш адаптер обозначается со знаком вопроса или находится в разделе другие устройства, видимо Вы не установили драйвер и Вам необходимо его переустановить.

Выбираем наше устройство, выбираем, обновить драйвер и указываем папку с драйверами, после чего жмем далее и видим процесс установки, в противном случае выбираем другую папку и повторяем операцию пока не достигнем успеха.

В случае если драйвер Вы установили корректно, но при подключении к автомобилю соединение с ним не происходит, для начала проверьте кабель на работоспособность, для этого установите программу васядиагност, после чего в разделе настройки выберете номер порта на котором расположен Ваш адаптер и нажмите кнопку тест (двигатель автомобиля должен быть заведен или включено зажигание).

Если Вы получили сообщение об успешном обнаружении адаптера, следующим шагом будет подборка программы для Вашего автомобиля с диска идущего с адаптером и его диагностика.

Если Вы получили сообщение о том, что адаптер не найден или порт закрыт, то еще раз проверьте номер порта в диспетчере устройств и корректность установки драйвера устройства. Если все сделано верно, проверьте работоспособность кабеля на другом автомобиле и другом ПК.

В случае если при подключении через другой ПК на другом автомобиле адаптер заработает и при этом отказывается работать на Вашем ПК, то возможно проблема в установленной ОС, антивирусе, комплектующих компьютера. Чаще всего, если на Вашем ПК кабель работает на другом автомобиле, но отказывается работать на Вашем автомобиле, проблема заключается в обрыве провода К-линии. Возможно провод просто немного отошел из колодки (колодки АПС иммобилизатора) и нормальный контакт отсутствует. Если Вы проверили контакты на автомобиле и все в порядке, а кабель по-прежнему не заработал, то Вам необходимо выполнить следующие действия:

Проверить напряжение на К-линии. Для этого, выставите на мультиметре режим для измерения постоянного напряжения, после чего красный щуп подключите к проводу К-линии, а черный щуп подсоединяем на “массу” к любой точке кузова. Посмотрите на показания прибора, прибор должен отобразить напряжениеоколо 12+В плюс минус 2В. Обратите внимание, что выполнять проверку нужно именно мультиметром, а не лампочкой или прочими подручными средствами. В случае если напряжение отсутствует, переходите к следующему пункту.

Распиновка колодки OBD2 Распиновка колодки GM12 Pin OBD 1

2) Если на Вашем автомобиле ВАЗ разъем с АПС отключен, Вам необходимо проверить наличия перемычки в колодке АПС между 9 и 18 контактами колодки.


4) Если Вы используете переходник на GM 12 pin для старого разъема OBD1 используемого на автомобилях ВАЗ по 2004 г.в., а так же nexia n100 и matiz, у Вас может быть, не разведено питание с бензонасоса, в этом случае Вам необходимо доработать Вашу проводку на разъеме. Обязательно проверьте, чтобы в Вашем переходнике была разведена к линия, питание и масса, согласно приведенного фото. L-линия может отсутствовать, т.к. в настоящее время, не используется в автомобилях.


3) Проблема может быть в иммобилайзере (сигнал К-линии приходит, но после иммобилайзера пропадает). Проверьте наличие сигнала К-линии на 18 контакте колодки АПС. Этим же способом можно проверить, есть ли обрыв между колодкой АПС разъемом диагностической колодки. (при некорректном отключении иммо, к линия до диагностической колодки может не доходить.)

При использовании адаптера так же не забудьте о базовых правилах:

– подключение и выключение адаптера в диагностический разъем необходимо выполнять при отключенном зажигании.

-диагностировать автомобиль необходимо на включенном зажигании или заведенном двигателе (отдельные модели вроде Январь 5.1 диагностируются только на заведенном двигателе )

Читать еще:  Попадает вода в масло двигателя: причины и последствия

– при использовании самодельных переходников на другие колодки или использование навесного монтажа, внимательно ознакомьтесь с распиновкой разъема и убедитесь, что не выполняете подключение по зеркальной схеме.

не допускается совместное использование встроенного БК автомобиля и K-line адаптера т.к. связь по одному проводу для двух устройств, как правило, вызывает ошибки подключения, отключите БК на время тестирования автомобиля K-Line адаптером после чего подключите вновь.

Эти правила сохранят работоспособность Вашего ЭБУ и K Line адаптера.

Проверка интернет кабеля на работоспособность своими руками

Иногда случается так, что на компьютере пропадает домашний интернет. Это не всегда связано с неуплатой услуг, вирусами или проблемами с маршрутизатором. Бывают случаи, когда физически повреждается кабель интернета. Чаще всего в его роли выступает витая пара. В этом материале будет подробно разобрано, как проверить кабель интернета на целостность.

Отсутствует доступ в Интернет: что делать

Если в определенный момент на экране персонального компьютера высвечивается уведомление, что кабельного интернета нет или он перестал работать, но при этом он оплачен и с роутером проблем нет, то, скорее всего, возникла такая проблема, как нарушение целостности интернет кабеля.

Нужно, в первую очередь, переподключить роутер к сети. Для этого вынимается вилка питания, выжидается пара десятков секунд и маршрутизатор снова включается в сеть. Если доступа к сети по-прежнему нет, качество соединения тут не причем и причина кроется в другом. Наиболее вероятно, что проблемы кроются в сетевой карте или испорченном кабеле. Если соединение вдруг пропало без пользовательского вмешательства, то это может быть связано с:

  • Попавшими в ПК вирусами;
  • Установкой и запусков непроверенных игр и приложений;
  • Скачками напряжения.

Важно! Узнать это в Windows достаточно просто. Необходимо зайти в «Панель управления» и перейти в пункт «Сетевые подключения». Здесь можно выяснить, имеется ли подключение к сети или нет. Также можно провести диагностику ПК на корректность работы сетевой карты и обновления драйверов.

Работоспособность карты можно проверить с помощью последовательности следующих действий. Нужно перейти в меню «Пуск» и найти «Панель управления», а в ней «Диспетчер устройств». Последний также может быть найден через «Пуск». В диспетчере нужно найти раздел с сетевыми платами. Если напротив выбранной платы высвечивается тревожный значок, то дело в ней. Причиной ее неисправности может стать гроза и молния. Для проверки карты можно переставить ее в другой компьютер с предварительной установкой драйверов при условии, что компьютер рабочий.

Все это может не помочь. Тогда рекомендуется звонить на горячую линию своего провайдера. Быть может, проблема с отсутствием интернета связана со сбоями на его стороне. Если и это не решило проблемы с соединением, то, скорее всего, проблемы случились с кабелем интернета. Среди них:

  • Разрыв проводов;
  • Замыкание отдельных жил;
  • Полный разрыв.

Важно! Кабель может располагаться на полу и рваться в местах стыка стен. Так или иначе, в этих случаях кабель интернета нужно ремонтировать. Совершить проверку кабеля на признак неисправностей можно и без специалистов, с помощью различных способов.

Использование ПО для проверки

Пользователи часто начинают поиск ПО в сети, но не понимают, что эти программы у них уже есть в качестве стандартных на ПК. Это не только диагностика ошибок сети, но и программа, отвечающая за иконку интернета. Если она обнаруживает его отсутствие, то картинка меняется на соответствующую. Это символизирует проблемы, связанные с обрывом или замыканием кабеля витой пары.

Ни одна программа не покажет, где именно повреждён кабель, но есть решения, обладающие большим функционалом, чем стандартные.

В пример можно привести хорошее программное решение под названием Network Traffic Monitor. Оно полностью бесплатно и обладает широким функционалом, среди которого:

  • Измерение скорости сети при неполадках и нестабильностях;
  • Анализ скоростных изменений сети;
  • Сохранение всех отчётов на жёстком диске;
  • Произведение глубоких настроек;
  • Возможность использования полезных сервисов;
  • Много поддерживаемых языков.

Установка ПО не занимает и минуты. Все, что нужно сделать – запустить ехе файл и согласиться с инсталляцией. После этого программа установится и будет готова к работе. Network Traffic Monitor считается одной из лучших проверочных и диагностических программ. Об этом свидетельствуют и многочисленные отзывы пользователей.

О подключении ПК к активной сети с помощью витой пары

Для осуществления качественной проверки интернет кабеля, необходимо понимать элементарную схему подключения витой пары персонального компьютера с другим устройством. Ознакомиться со схемой можно на картинке ниже.

Наибольший интерес представляет схема с изображенной схемой карты или хаба, к которому подключен ПК. Чаще всего он подключается через коннектор RJ-45. Каждая витая пара подключается к трансформатору симметрично. Это может означать, что в трансформаторе есть обмотка и ее середина. Внутри нее находится отвод, который, в свою очередь, соединен с общим проводником с помощью резистора и конденсатора. Это и обеспечивает отсутствие помех в кабеле и четкий, неизменяющийся сигнал. Еще одно преимущество такого трансформатора – защита кабелей от перепутывания и замыкания.

О силе размаха и форме сигнала витой пары

Вопрос, который волнует многих. Далее он будет расписан подробнее.

Первое, что нужно сделать – осциллограмма сигнала информации. После ее анализа можно сделать вывод о:

  • Наличии в сети сигналов типа Rx и Tx одинаковой формы и размахом в 2 Вольта;
  • Том, что одна пара передает сигнал, а другая принимает его;
  • Том, что если какой-либо выпал из разъема, то сигнал прекратит передачу;
  • Форма сигнала круглая;
  • Сигнал имеет ограничения удаленности между различными его точками, которое не превышает 100 метров.

Важно! Размах в два Вольта не несет опасности для здоровья человека и для работы оборудования. Проверять кабель витой пары можно, не отключаясь от сети и не выключая оборудования так же, как и телефонный.

Как проверить обрыв интернет-кабеля и целостность его изоляции в домашних условиях

Если все способы с определением причины поломки провалились, то скорее всего кабель потерпел разрыв или замыкание. Чтобы найти проблемный участок не обязательно осматривать кабель по всей его длине, однако если он не большой, то это сделать можно. В случае если витая пара не оборвалась полностью, найти место разрыва внутри глазами невозможно. На помощь приходят приборы и народные средства для обнаружения разрывов и замыканий. Это и профессиональные тестеры, и простые мультиметры, и способы проверки с помощью подсоленной воды или картошки.

Тестер – отменный способ проверки

С помощью тестера лучше всего узнавать наличие разрывов кабеля. Перед началом проверки следует осмотреть кабель на всей его длине, а особенно уделить внимание качеству обжатия на вилке. Если обжим плохой, то возникнут проблемы с контактом некоторых проводов. Также они могут быть перехлестнутыми в фиксированном положении. Так они не замкнутся. Если поломку на первый взгляд обнаружить не удалось, то можно воспользоваться тестером, который обеспечит качественную проверку.

Важно! Современные тестеры обладают большим функционалом и удобны для использования благодаря дисплеям. Они позволяют прозвонить кабель и точно определить место разрыва и замыкания. Посоветовать можно модель Tester MicroScanner Pro.

Это один из самых популярных аппаратов на рынке, поскольку имеет много возможностей, среди которых:

  • определение степени правильности разводки;
  • определение места поломки;
  • определение типа поломки;
  • определение дистанции до места поломки;
  • произведение трассировки провода.

Такой прибор хорош, но если под рукой есть мультиметр или обычный стрелочный тестер. Они помогут измерить сопротивление в цепи, напряжение и тип тока. Мультиметра вполне может хватит для анализа витой пары. Для начала анализа нужно включить режим сопротивления и свести концы кабеля в одну точку. Если это получилось, то дальнейшая проверка осуществляется в следующем порядке:

  • проверка целостности всех жил кабеля по отдельности;
  • тестирование каждого кабеля по цветам;
  • проверка на замыкания с соседними жилами;

Часто бывает так, что свести концы воедино невозможно. Тогда коннектор или перерезается, или на одном его конце зачищаются жилы и соединяются между собой. После этого мультиметром прощупываются пары на другом конце.

Проверка с помощью стрелочного мультиметра

Это чуть ли не самый простой способ прозвона кабеля, поскольку такой прибор есть почти в каждом доме. Для проверки берут зеленую и оранжевую пары жилок. Порядок действий следующий:

  • переключить прибор в поиск сопротивления;
  • коснуться к оранжевым жилкам шупом;
  • сопротивление должно установиться на отметке в несколько Ом;
  • прикоснуться к зеленым жилкам и провести аналогичную проверку;
  • прикоснуться к оранжевой и зеленой жилкам и получить значение сопротивления от 100 Ом и выше.

Если измерение прошло удачно и показало те же цифры, то это указывает на отличное состояние проводов. В случае, когда пары не прозваниваются, необходимо заменить их на неиспользуемые, например, коричневого или синего цвета.

Проверка при отсутствии тестеров

Мультиметра и тестера может не оказаться под рукой. В этом случае можно воспользоваться методикой ручной проверки. Для этого нужно отрезать от каждого конца кабеля куски длиной до 15 см. Далее следует удалить обмотку на 5 см. И оголить жилы на пару см.

После этого подготавливается емкость с водой, которая должна быть из стекла или пластмассы. В жидкость добавляется обычная поваренная соль весом в 1/4 веса воды и перемешивается до полного растворения. Жилки кабеля являются проводниками и их соприкосновения должны быть исключены.

Другую сторону отрезка кабеля необходимо подключить к источнику питания, имеющему напряжение более 3 Вольт. Может сгодиться и обычная батарейка, аккумулятор от смартфона и другие безопасные источники.

Подав напряжение, следует следить за проводами в воде. Минусовый проводник должен покрываться белыми пузырями, а плюсовой – желтовато-зелеными. Если все так, то витая пара в хорошем состоянии и никакого короткого замыкания не произошло. Если замыкание было, то пузырьки пойдут и с другой жилки.

Читать еще:  Топ 10 лучших средств антидождь для авто (обзор, цены, отзывы)

Картофель и витые пары

Для этого способа понадобится картофель и подготовленная витая пара. Порядок действий следующий:

  • Картофель разрезается на пополам;
  • Кабеля по одному засовываются в него на один сантиметр;
  • Дистанция между проводами – несколько миллиметров;
  • Далее нужно проследить за реакцией. Если около провода с положительным знаком позеленело, а с отрицательным – пошла белая пена, то с кабелем все хорошо;

Важно! Вместо картошки для этого способа можно пользоваться и яблоком. Все эксперименты показали его эффективность, однако с яблоком это видно не так четко.

Теперь вопросов о том, как диагностировать поломку интернет-кабеля с помощью специальных программ и приборов, а так же тестеров, мультиметров и прочих народных способов нет. Без дополнительных онлайн инструкций каждый может проверить кабель Internet на работоспособность в случае внезапной потери сигнала передачи данных.

Проверка. Последний этап обжима, кримпер убирают и проверяют соединение. Для этого нужно попытаться вытащить провода . Как соединить 4 жильный и 8 жильный интернет кабель. Соединять провода с 4-мя и 8-ми жилами методом скручивания плохой вариант. Это повлечет за собой потерю скорости.

Во время работы в Интернете у пользователя иногда возникают проблемы: пропадает связь, медленно открываются страницы и т. д. Как это происходит? Что делать в подобных ситуациях, чтобы избежать повторения?

В первом случае можно попробовать проверить целостность кабеля на всех видимых участках. . Если телевизор не заходит в Интернет, нужно проверить оборудование связи. Зачастую в домашних сетях используется роутер.

Диагностика кабельных линий

Целью диагностики технического состояния является оценка способности кабеля выполнять свои функции в заданных условиях эксплуатации. Поскольку на предприятиях России в эксплуатации находится большинство кабелей с бумажно-масляной изоляцией, проработавших 25 лет и более, то в данной статье рассматриваются методы диагностики применительно к силовым кабелям на напряжение 6-10 кВ, преимущественно с бумажно-масляной изоляцией. Для оценки состояния кабелей в эксплуатации применяются методы разрушающей диагностики с подачей повышенного испытательного напряжения, а так же ведутся разработки неразрушающих методов, по результатам которых возможно оценить состояние изоляции.

Повреждения в кабелях с бумажно-масляной изоляцией при разрушающих испытаниях локализуются, главным образом, в концевых и соединительных муфтах. На нашем предприятии эксплуатируется более 300 кабельных линий общей протяженностью около 250 км на напряжение 6-10 кВ. Выход из строя кабельной арматуры зачастую связан с нарушением технологии монтажа арматуры.

Из практики эксплуатации кабельных линий известно, что положительные результаты испытаний повышенным напряжением отнюдь не гарантируют последующую безаварийную работу электрооборудования. Например, после успешных испытаний повышенным напряжением кабельных линий случается выход их из строя в ближайшие после этого месяцы, и даже дни (табл. 1). Кроме того, испытания повышенным выпрямленным напряжением кабелей с изоляцией из резины и полиэтилена практически бесполезны, так как такого типа изоляция обладает малыми токами утечки и для нее не характерно развитие теплового пробоя.

С другой стороны, гарантия того, что кабель выдерживает какой-то уровень испытательного напряжения, хозяину кабельной линии не очень-то и важно. Ему важнее, чтобы был определен остаточный ресурс кабеля, либо, чтобы кабель гарантированно проработал до следующего испытания (ремонта).

Здесь следует уточнить, что ресурс кабеля нельзя путать со сроком службы, поскольку ресурс определяет фактическую наработку кабеля, зависящую от нагрузки, а срок службы характеризует календарное время работы кабеля. Зависимость ресурса изоляции от напряженности поля Е и температуры Т выражается:

где: К — постоянная Больцмана, Wa — энергия активации, А — постоянная, n — показатель степени, зависящей от особенностей изоляционной конструкции, вида изоляции, рода напряжения.

В кабельной изоляции могут происходить различные формы пробоя: тепловой, ионизационный и электрический. При эксплуатации кабеля происходит либо тепловой, либо ионизационный пробой. При испытании же кабеля высоким напряжением из-за ограниченного времени приложения напряжения может происходить электрический, либо ионизационный пробой. Ионизационный пробой может развиваться при приложении напряжения от нескольких минут до нескольких лет. При испытании повышенным выпрямленным напряжением процессы ионизации усиливаются в несколько раз, поэтому за нормируемое время испытания (5 минут) происходит усиленное старение изоляции, которое совсем не обязательно приводит к пробою и выявлению дефекта. Поэтому преимущество неразрушающих методов испытаний является то, что в момент испытаний кабель не подвергается старению.

Можно сформулировать требования к идеальному методу диагностики кабелей:
• должен производить неразрушающую диагностику без ухудшения эксплуатационных характеристик КЛ,
• по результатам диагностики должна быть с достаточной степенью вероятности гарантирована безаварийная работа кабеля до следующего испытания,
• должен быть простым в использовании в условиях эксплуатации, в том числе при обработке результатов испытаний,
• диагностировать кабели с различными типами изоляции и конструкцией,
• иметь минимальную стоимость использования.

На сегодняшний день, метод, удовлетворяющий вышеуказанные требования отсутствует, но работы по выявлению соответствующего достоверного браковочного критерия и поиска новых методов диагностики производятся многими разработчиками.

Можно указать возможные методы диагностики изоляции кабелей 6-10 кВ в эксплуатации. Рассмотрим неразрушающие методы диагностики.

Измерение сопротивления изоляции
Измерение сопротивления изоляции (Rиз) является весьма чувствительным и недорогим методом контроля однородности изоляции кабеля, которым в настоящее время на большинстве предприятий пренебрегают. При измерении Rиз необходимо учитывать явление поляризации и абсорбции. Так, для нормального кабеля с бумажно-масляной изоляцией сопротивление изоляции вначале достаточно низкое, а затем постепенно возрастает. Поэтому браковочным критерием является не только абсолютное значение Rиз, но коэффициент абсорбции (соотношение сопротивления изоляции через 60 секунд (R60) к сопротивлению изоляции через 15 секунд (R15)). Кроме того, при измерении Rиз важно учитывать различие измеренных значений по фазам.

Измерение емкости изоляции С и тангенса угла диэлектрических потерь tgδ
Измерения производят на различных частотах. При этих испытаниях необходимо оценивать приращение tgδ при увеличении приложенного напряжения. По этой характеристике судят о наличии газовых включений в изоляции кабеля. Измерение емкости изоляции С и тангенса диэлектрических потерь tgδ аналогично Rиз следует сравнивать по фазам. Измерение С, tgδ, Rиз, могут служить браковочным критерием только в предпробойный период, когда дефект уже почти полностью развился.

Измерение характеристик частичных разрядов (ЧР)
Один из прогрессивных методов, реализованный в России в наибольшей мере в приборах ООО «Тест» г. Пермь. При данном виде диагностики измеряется:
• распределение и величина ЧР по длине КЛ,
• количество ЧР в дефектных местах,
• напряжение возникновения и напряжение гашения ЧР.

По результатам измерений характеристик ЧР может быть определено расстояние до дефектного места с перспективой замены аварийного участка. Данный метод дает неплохие результаты для кабелей с изоляцией из полиэтилена, но практически не фиксирует дефекты в бумажно-масляной изоляции.

Снятие эхограмм КЛ
Для определения остаточного ресурса кабеля и эффективного места определения повреждения в КЛ в службах по испытанию необходимо создавать библиотеку эхограмм кабелей, находящихся в эксплуатации. Тогда при диагностике кабеля полученная эхограмма сравнивается с эхограммой из архива, и место дефекта, если он прогрессирует, может быть определено по появлению нелинейности (различие с исходной эхограммой).

Метод возвратного напряжения
Метод возвратного напряжения был разработан венгерским ученым Nemeth. При этом методе измеряются зависимости напряжения саморазряда и восстанавливающегося напряжения от времени.

На нашем предприятии разрабатывается прибор, в котором реализуется несколько модифицированный метод. Прибор позволяет снять четыре зависимости, по которым производится оценка остаточного ресурса кабеля (рис. 1). При таком виде диагностике к исследуемому кабелю прикладывается испытательное постоянное напряжение не больше рабочего напряжения, поэтому ускоренного старения изоляции кабеля не происходит.

В первом опыте к образцу кабеля прикладывается постоянное напряжение и выдерживается определенное время для возбуждения поляризационных процессов. Кривая саморазряда Ud(t) (рис. 1, а) характеризуется двумя касательными Sd1 и Sd2. Касательная Sd1 проводится в момент времени снятия напряжения с образца кабеля t и характеризуется углом к горизонтали α1. Касательная Sd2 проводится через 2 секунды после снятия напряжения (t1) и фиксируется угол α2.

Кривая восстанавливающегося напряжения (рис. 1, б) измеряется после заряда постоянным напряжением до времени t с последующим кратковременным закорачиванием испытываемого кабеля на время 3 секунды до момента t1. Кривая восстанавливающегося напряжения характеризуется касательной Sr1 (угол α3) в момент снятия заземления (t1) и через 2 секунды касательной Sr2 (угол α4) в момент t2. Данная кривая характеризует степень поляризационных процессов, что позволяет судить о степени старения изоляции кабеля.

Кривая зависимости тока утечки от напряжения при поднятии напряжения от нуля до испытательного с нормируемой скоростью подъема (рис.1, в). Эта зависимость характеризуется касательными Sb1 при 0,8Uисп (угол α5) и в конце подъема при Uисп (угол α6).

Кривая зависимости тока утечки от времени Iут(t) после приложения испытательного напряжения (рис. 1, г) характеризуется касательной St1 в момент t сразу же после подачи испытательного напряжения Uисп (угол α7) и после выдержки времени 10 сек (t1) (угол α8). Данная зависимость должна хорошо соотноситься с кривой саморазряда, поскольку эти кривые, главным образом, говорят об увлажнении изоляции. Чем неоднородней полученные кривые (чем больше углы α1, α2, α7, α8), тем больше увлажнена изоляция кабеля и тем больше вероятность пробоя кабеля. Особенно эффективны данные зависимости при определении дефектов концевых и соединительных муфт.

В настоящее время ведется работа по определению граничных значений углов α1—α8 для определения остаточного ресурса кабеля.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что разработка неразрушающих методов диагностики кабелей является весьма перспективной задачей, которая позволит увеличить надежность электроснабжения потребителей — основную задачу энергоснабжающих организаций.

Литература
1. Боев М.А., Канискин В.А. и др. Эксплуатация силовых электрических кабелей. Часть 2. Диагностика силовых кабелей и определение остаточного ресурса в условиях эксплуатации: Учебное пособие. — СПб.: Издательство Петербургского энергетического института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства энергетики РФ, 2001.
2. Канискин В.А., Таджибаев А.И. и др. Эксплуатация силовых электрических кабелей. Часть 7. Методы испытаний и диагностики силовых кабелей: Учебное пособие. — СПб.: Издательство Петербургского энергетического института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства энергетики РФ, 2003.
3. Шкляр А.С. Будущее кабельных линий — комплексная диагностика // Кабель-News, 2009. — №5. — С. 21—23.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Читать еще:  Пошлина за выдачу прав увеличится в полтора раза, за регистрацию автомобиля — в три раза. закон уже принят

Диагностика без проводов

Западные производители предлагают всё новые и новые средства для коммуникации с автомобилем и его диагностики.

Зарождение бортовой диагностики автомобиля, как вам должно быть известно, восходит к регулированию загрязнения в Калифорнии 1980-х гг. Тогда впервые возникла необходимость в том, чтобы автомобиль предупреждал водителя об отказах устройства, контролирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах. В результате была разработана система, известная как «бортовая диагностика один» (OBDI). Она могла включить светящуюся надпись «проверьте двигатель», если что-то переставало работать, однако мало чем могла помочь специалистам по ремонту. В те времена средства диагностики, а также умение специалистов ставить диагноз находились, в лучшем случае, в младенческом состоянии, потому что на эксплуатируемых двигателях ещё не были установлены датчики холостого хода, положения коленвала и т.п. Соответственно, ремонт сводился к тому, что мастер просто заменял любую деталь, об отказе которой сообщала OBD, и надеялся, что надпись «проверьте двигатель» погаснет. Даже до экологов в конце концов дошло, что это не гарантирует ни эффективного ремонта, ни снижения загрязнения от выхлопных газов. В 1990-м году американские экологи составили Акт о чистом воздухе, который определял очень жесткие стандарты для допустимых выбросов углеводородов (CH), оксида углерода (CO) и оксидов азота (NOX). Производители двигателей смогли изготовить агрегаты, которые отвечали этим требованиям, однако сбой в функционировании любого контролирующего органа или отказ датчика приводили к тому, что уровень загрязнения повышался сразу в полтора раза. Дабы контролировать этот процесс, автопроизводителям пришлось увеличить мощность бортового компьютера и интегрировать его в систему управления двигателем. Так появилась OBD II. Главное отличие этой системы от своей предшественницы заключалось в том, что компьютер автомобиля постоянно проверял работу всей системы, а не только контрольные схемы для мониторинга отдельных компонентов. С каждым новым, более мощным поколением бортовых компьютеров, OBDII приобретала больше возможностей и становилась более совершенной. Кроме мониторинга устройств, OBDII вела мониторинг внутренней логики и могла записать последовательность событий, которая указывала на причину сбоя. Сегодня сообщения об ошибках, а также блоки данных в работающем и прерванном состоянии стали гораздо более детальными и несравнимо более полезными для диагноста.

Помимо мониторинга уровня загрязнений, современная OBD проверяет также тормозную систему, воздушные подушки, системы безопасности, в общем, все, к чему можно подключить провода (даже лампочки в фарах). Однако диагностика загрязнений до сих пор сталкивается с наиболее серьезными затруднениями, поскольку из всех выхлопных газов OBD напрямую способна измерять только уровень кислорода. Чтобы определить проблему, которая может привести к повышению уровня CH, СO или NOX, она может вести мониторинг работы только двигателя и его систем. При всем при том, последнее поколение бортовых компьютеров сделало сегодняшнюю OBDII настолько надежной, что в некоторых случаях диагносты уже отказываются от газоанализа и используются простую проверку сообщений OBD.

Что даст нам OBD III

Принято считать, что OBDIII — это будет OBDII с беспроводным соединением — через GPS-приемник или любым другим способом. В 2004 г. Американское агентство по защите окружающей среды (EPA) одобрило план штата Орегон по применению такой технологии.
В Орегоне всегда существовала централизованная система проверки уровня загрязнений на транспорте. Чтобы избавить водителей от предварительных записей и долгого ожидания в пунктах проверки, было предложено несколько вариантов.

1. Инспекционный киоск самообслуживания

Он немного напоминает современную телефонную будку, с длинным кабелем и диагностическим разъемом OBDII. Водитель вставляет кредитную карту, разматывает кабель и подключает его к автомобилю. VIN и требуемые данные OBD передаются в центральный компьютер вместе с фотографией машины. Если машина прошла проверку успешно, то может на месте выдаваться соответствующая наклейка.

2. OBD через Интернет

Владелец автомобиля приобретает соответствующее устройство для записи информации, которое подключается к разъему OBD. Такие устройства продаются в США в магазинах запасных частей. Когда проверка завершена, на записывающем устройстве загорается огонек, и запись (а также платеж) могут быть отправлены по почте властям штата, оставлены на месте проведения проверки или даже отправлены властям штата через Интернет с помощью персонального компьютера.

3. Передача информации с автомобиля, через GPS или GSM-передатчик

Предлагаются и другие способы передачи данных. Например, использовать недорогие спутниковые ретрансляторы, которые активизируются только при возникновении нештатных ситуаций. Как только у вас на приборной панели загорается сигнал о неисправности, этот передатчик сообщает об этом «куда нужно». По мнению автора, за счет этого можно серьезно упростить систему проверки «экологичности» автомобиля. Для вещания можно использовать существующую систему глобального позиционирования. Правда, автолюбителям придется покупать дорогие передатчики и платить абонентскую плату, а кроме того, возникнут некоторые проблемы, связанные с вторжением в частную жизнь. Более выгодной технологией для широковещательной системы диагностики OBD является сотовый телефон. Он относительно дешев, инфраструктура и система поддержки для него уже существуют, и, наконец, его очень легко инсталлировать в автомобиль.

В качестве средства проверки сотовая технология предлагает следующее важное преимущество – она является двусторонней. Автоматическая система может «позвонить» автомобилю и провести проверку по особому графику, а машина может автоматически позвонить инспектирующей системе, если модуль ходовой части (PCM) выдает сообщение об аппаратной ошибке или о зависании. Если вдруг автомобиль не пройдет проверку или включит MIL, то власти смогут позвонить и уведомить водителя, а он сможет позднее пройти повторную проверку для подтверждения необходимости ремонта топливной системы.

Популярность техобслуживания «по мере необходимости»

Есть и другие аргументы в пользу сочетания бортовой диагностики и системы беспроводных коммуникаций. Как уверяют инженеры Delphi, которые разрабатывают систему удаленной диагностики и техобслуживания (Remote Diagnostics and Maintenance, RD&M), после её внедрения произойдет следующее: автомобиль, оборудованный RD&M, вероятно, будет соединяться с центральным диагностическим компьютером, даже если автомобиль находится на парковке и двигатель выключен, а не только в случае возникновения проблемы. Сервер RD&M будет сохранять детальные записи для такого автомобиля, включая список оборудования, историю техобслуживания и ремонта и даже записи ездового цикла. Сервер будет анализировать все это наряду с текущими бортовыми данными автомобиля и уведомлять автовладельца о необходимости пройти техобслуживание. Это позволит оптимизировать расходы на техобслуживание. Замена запасных частей и автомобильных жидкостей будет происходить, только когда это действительно нужно, не полагаясь на графики, которые привязаны к километражу. Идея обслуживания по мере необходимости становится все более популярной в отрасли, особенно для тех производителей, которые стремятся сократить расходы автовладельца, не уменьшая надежности автомобиля. Как подразумевается в названии, коммуникация RD&M является двусторонней. Это означает, что автомобиль может загружать обновления программного обеспечения и сообщения для водителя с RD&M сервера. Если этот сервер определяет, что критически важная для работы автомобиля проблема или проблема в области безопасности требует немедленного внимания, то он может, например, выключить аудиосистему или «электропакет», что сделает более вероятным обращение автовладельца в службу сервиса.

Более широкий взгляд на картину

Существует еще одна версия удаленной диагностики, представленная в разработках, которые не опираются на беспроводное соединение. Её предлагает европейская компания ETAS Group. Как известно, сегодня автопроизводители используют три различных «языка» для связи диагностического устройства с автомобилем через разъем OBDII. Именно поэтому даже лучшие устройства для осмотра автомобиля испытывают затруднения при коммуникации с некоторыми марками машин. ETAS Group призывает к созданию одного универсального компьютера на площадке для сервиса, который мог бы интерпретировать все эти протоколы. Европейцы назвали свою разработку Модульным интерфейсом для автомобильной коммуникации (Modular Vehicle Communication Interface, MVCI). Предполагается, что с помощью MVCI, автомобиль может соединяться с оборудованием вне бортового компьютера, диагностическими устройствами, визуальными и измерительными приборами и даже с электронными блокнотами менеджеров в автомастерской. Он также будет соединяться с персональным компьютером или ноутбуком, работающим со стандартной операционной системой, которая может соединять с другими устройствами для осмотра или с Интернет. С помощью MVC информация будет передаваться в обоих направлениях в виде целостных данных, а не компьютерных сообщений.

Когда автомобиль находится на площадке для сервиса, те производители, которые участвуют в плане ETAS, будут получать данные непосредственно от автомобиля через Интернет. Это позволит им создать базу данных по историям ремонта и сбоев. Сервисная информация, сервисные бюллетени и программные обновления, приходящие в обратном направлении от производителя к площадке для сервиса, будут основываться на тесной и детальной обратной связи со всем выпуском автомобилей, сделанных этим производителем.

Как это повлияет на OBD? Согласно программе ETAS, диагностическая и сервисная информация будет основываться на том же программном обеспечении, которое используется в ходе разработки автомобиля для производства, для программирования и калибровки автомобиля на заводе, а также для разработки и калибровки любого другого автомобиля этого производителя. То же самое программное обеспечение также будет использоваться всеми остальными взаимосвязанными производителями для разработки, калибровки, диагностики и сервиса.

Мы, специалисты по вторичному рынку, имеем основания скептически воспринимать термин «универсальный» (это наш термин, а не их). Но ETAS уже начала сотрудничество с Volkswagen/Audi, DaimlerChrysler, General Motors, BMW и Fiat. И если их версия осуществится, то в конце концов, появится одно диагностическое устройство для осмотра и одна платформа для программного обеспечения, предназначенного для коммуникации с любым автомобилем. Специалист по сервису сможет получить у дилера либо на вторичном рынке доступ к системе OBD и интерпретировать данные из ее отчетов, используя одни и те же устройства для осмотра и одни и те же приемы для любого автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector