Проблемы с двигателем после замены масла: основные причины и их решение
Повышенный расход масла в двигателе: причины и пути решения
Водитель, который не следит регулярно за хорошим состоянием различных механизмов автомобиля, подвергает большой опасности не только его нормальную работу, но и свою жизнь. Но, пожалуй, главным вопросом правильного функционирования авто является куда уходит масло из двигателя? Мы немного разберем, почему это важно, и какие могут быть причины этой проблемы.
Когда стоит бить тревогу
Точных норм расхода масла, как в случае с топливом, нет. Старые модели авто расходуют больше масла, чем современные двигатели внутреннего сгорания. Если в первом случае этот показатель является критическим – пол-литра на 1000 км, то для модернизированных авто эта норма может составлять 1 литр примерно на 10 тысяч км.
Но, опять-таки, это не является истиной в последней инстанции. Есть еще другие факторы, которые мы будем рассматривать ниже. Но главным критерием является резкое и постоянное падение уровня масла на протяжении нескольких дней.
Но для того чтобы «забить тревогу», необходимо заметить эту проблему. Это и является главной профилактикой аварии. Автомеханики советуют проверять уровень масла перед каждым выездом. Это является прописной истиной. Уровень проверяется на холодном двигателе (в процессе движения масло разогревается и увеличивается в объеме). И как результат, точный показатель вы не получите.
При этом, если вы заметили снижение уровня, мало просто долить смазочный материал, желательно постараться понять, почему уходит масло в двигателе. В статье вы получите советы, как поставить правильный «диагноз».
Расход масла, предусмотренный техническими характеристиками
Общеизвестно, что любая жидкость имеет свойство испаряться. Быстрее или медленнее, это вопрос другой. Этот процесс ускоряется при высоких температурах, которые свойственны работе двигателя. При нормальной работе двигателя расход масла должен быть минимальным. При этом различные марки и модели авто могут потреблять различное его количество. Если вам не приходится постоянно возить канистру с маслом, и доливать его не каждый день, а раз в неделю, тревожиться не стоит.
Качество масла
Расход масла в значительной степени зависит от его вязкости и качества. Если с вязкостью все более-менее понятно, чем жиже масло, тем больше его протекает через различные уплотнения, то с качеством немного сложнее. Дело в том, что большинство автовладельцев предпочитает покупать моторное масло для своего двигателя из соображений «подешевле».
Для примера, откройте заливную горловину на клапанной крышке своего двигателя. Что вы видите внутри? Правильно, черный нагар. Откуда нагар? Да из масла. От слишком высокой температуры дешевое моторное масло разрушается и осаждается на стенках. Происходит угар масла, и его уровень в картере двигателя снижается. Это в свою очередь, помимо прочих негативных последствий, приводит к уменьшению уровня масла в двигателе, что опять же не лучшим образом влияет на его способность охлаждаться в поддоне картера. Значит, в будущем будет еще больший перегрев моторного масла. Долговечность двигателя с таким (дешевым) моторным маслом, увы, ожидается весьма невысокой.
Итак, первый недостаток плохого масла в том, что оно разрушается от высокой температуры и собственно перестает быть маслом. Тем высококачественным продуктом, что рекомендуют фирмы изготовители.
Второй недостаток низкосортных масел заключается в том, что они, разрушаясь, своими продуктами распада (нагаром) загрязняют двигатель. В результате поршневые кольца из-за этого нагара еле ворочаются в своих канавках, а должны «играть», непрерывно отслеживая, увы, уже не идеальный, профиль цилиндра. Итог – залегание (закоксовывание) поршневых колец. И первыми, как следует из практики, перестанут шевелиться маслосъемные кольца. В результате на стенках цилиндра будет оставаться неснятое масло, которое и будет сгорать. Машина с бензиновым двигателем при этом будет дымить синеватым дымом. Дизельная – нет. Все не снятое масло в дизельном двигателе сгорит безо всякого дыма. Самое любопытное состоит в том, что если при этом дефекте (залегание маслосъемных колец) измерить компрессию, результаты будут великолепными. Неснятое со стенок цилиндров масло будет уплотнять зазоры в компрессионных кольцах, и манометр покажет давление даже лучше, чем у нового двигателя.
И третье, к чему приведет использование низкосортных сортов масел, это разрушение всех «резинок». Резина всех сальников, уплотнений, маслосъемных колпачков после перегрева потеряет свою эластичность и превратится в некое подобие пластмассы. Естественно после этого появится течь масла. И все эти проблемы возникают от желания что-то выиграть на обслуживании своего железного друга, купив ему масло подешевле.
Рассмотрим другие причины, вызывающие снижение уровня масла в двигателе. Наиболее распространенной является банальная утечка. Некоторые проблемы можно устранить самостоятельно, а с определенными без хорошего специалиста не справиться. Вначале разберем, что можно сделать самому. Если говорить о протечках, то следует обратить внимание на уплотнения двигателя. Подробности – далее.
«Простые» причины расхода масла
Проверяется просто. Снимаем клапанную крышку и смотрим. Если все под ней черное, с толстыми отложениями мазута на всех деталях, значит, расход масла в значительной степени вызван его угаром. Второй вариант. Если через неделю после смены масла, оно вновь стало черным (речь идет не о дизелях, где почернение моторного масла еще ни о чем не говорит), то одно из двух: либо двигатель жутко грязный и новое масло успешно растворяет эту грязь в себе, либо новое масло усиленно разрушается и, естественно, убывает, усиленно загрязняясь при этом продуктами своего угара. Кстати, это весьма распространенная причина выхода двигателя из строя.
Масло может утекать через прокладку блока цилиндров. Возникает эта ситуация, если во время сборки двигателя неравномерно затянуты силовые болты. В результате прокладка может деформироваться, и не обеспечивать плотной подгонки деталей. Явным доказательством этой проблемы станут потеки на двигателе, которые несложно определить визуально. Достаточно посмотреть под капот и факт проблемы налицо. В этом случае важно принять во внимание, что снижение уровня масла − одна часть проблемы. Куда более серьезная − возможность в этом случае попадания тосола внутрь цилиндров. Тут уже можно «потерять» двигатель. Поэтому необходимо не только заменить прокладку, но и удостовериться, что охлаждающая жидкость не попала в цилиндры. Есть сомнение в обратном – нужно заменить масло полностью.
Сальники коленчатого вала являются еще одним «ходом» для утекающего масла. Определить утечку по сальникам несложно. Если под автомобилем во время стоянки образовалась масляная лужица, то высока вероятность того, что кромки сальников, предназначенные для уплотнения, пришли в негодность (разлохматились, стерлись). Это довольно распространенная проблема поскольку резина недолговечна сама по себе. Одной из причин может быть также воздействие некачественного масла. Поэтому приобретать необходимо только современные сальники, адаптированные для работы в экстремальных условиях. Решить эту проблему несложно, достаточно произвести замену изношенных сальников на новые и вопрос, куда уходит масло из двигателя, отпадет сам по себе.
Масло может уходить через прокладки масляного фильтра. Возникает эта неприятная ситуация в результате поспешной или неумелой замены фильта. Чтобы было более понятно: фильтр или не докрутили, что исключает герметичность либо смялась прокладка и результат тот же. В первом случае необходимо фильтр закрутить более плотно. Во втором − посмотреть в нормальном ли состоянии прокладка, если нет, заменить ее, но обязательно смазав машинным маслом. Это гарантирует ее эластичность, с одной стороны, и равномерность прилегания с другой.
Маслоотражательные колпачки (они маслосъемные, они же сальники клапанов). Эти детали размещены в верхней части головки блока цилиндров. И как результат, подвергаются особо высокой температуре. Если учесть, что их изготавливают из резины (пусть даже высокопрочной и термостойкой), но это резина, и она не сможет долго выдерживать критические температуры. Колпачки по своим свойствам начинают больше напоминать пластик и не выполняют свои функции. В итоге масло начинает вытекать, покрывая выпускные клапаны органическими отложениями. Еще один вариант утечки − бракованный колпачок, эффект тот же. В этом случае поможет только замена колпачков. Для любителей быстрых стартов особое предостережение − постоянная экстремальная езда может «сорвать» его с места (если он не был правильно установлен).
«Сложные» причины расхода масла
Куда более неприятной и сложной в устранении причиной снижения уровня масла является коксование поршневых колец. Поршневые кольца хорошо исполняют свои функции исключительно в чистом состоянии. Благодаря этому они имеют прекрасную подвижность. Если они закоксовываются и западают, ни о каком уплотнении не может быть и речи. В этом случае замечается снижение компрессии одного либо нескольких цилиндров. Это невозможно не заметить по работе двигателя. Причин этого явления несколько: некачественное и «старое» масло. В этом случае можно попытаться обойтись без капитального ремонта. Существуют специальные средства (химия, способная растворить налет), которыми необходимо обработать кольца. И конечно же, потребуется полная замена масла.
Высокий износ цилиндров в большой степени влияет на расход масла, чем ранее рассмотренные проблемы поршневых колец. Расточка может в некоторых случаях решить проблему. Но существуют и «скрытые» до определенного момента нарушения целостности − это микротрещины, небольшие сколы. Они образно «заполняются» маслом и это приводит пусть к небольшому, но ежедневному снижению уровня, который становится явно заметным через неделю и тем более месяц.
Еще одна довольно специфическая проблема, связанная с конструктивными особенностями цилиндров – их деформация. При монтаже анкерных шпилек возникают своеобразные перекосы, которые влияют на установку и работу уплотнительных колец. По сути, последние не могут обеспечить достаточно плотного прилегания из-за «серповидных зазоров». Выручить может применение относительно мягких колец. Но опять-таки «кушать» масла будет больше.
Маслосъемные поршневые кольца. Эти элементы двигателя предназначены для обеспечения поступления нормативного количества масла к компрессионным кольцам. И как результат, они не имеют постоянной смазки, то есть не «купаются» в масле, как некоторые детали. Трение в этом случае усиливается и происходит более быстрый износ. Нет металла, который может существовать вечно. Это касается и этих деталей автомобиля. Высокое потребление масла показывает, что поршневые кольца значительно стерлись. Не пытайтесь решить эту проблему самостоятельно. Тут без СТО можно только «дров наломать».
Масло может уходить и через поршневые кольца. Эта проблема возникает в результате перегрева. Существуют критические температуры, при которых поршневые кольца хорошо сохраняют свою упругость и прекрасно выполняют возложенные на них функции. Этот диапазон определен от 180 до 200 градусов. Небольшой «плюс» допускается, поскольку все детали создаются с дополнительным запасом прочности. Но при этом даже однократное значительное повышение рабочей температуры двигателя может привести к снижению функций поршневых колец, и как результат повышению расхода масла. Поможет хороший моторист, СТО, автосервис. В общем, не стоит заниматься «самолечением».
Межклапанные перемычки. Это один из так называемых дефектов термоусталости. В этом случае происходит дополнительное к износу поршней нарушение камеры сгорания, она теряет необходимое уплотнение. Как и в предыдущем случае, обращайтесь только к специалистам.
Специфические причины?
Хотим отметить несколько моментов, не связанных с конструкционными особенностями авто. И что более важно, на них вы можете повлиять, не обладая знаниями автослесаря.
Экстремальная езда. Любители быстрых стартов, резких торможений, поездок на пределе возможностей авто в целом и двигателя в частности, должны осознавать, что это не может не влиять на двигатель. Поршни работают с большими нагрузками, температура повышается, можете вспомнить и пересмотреть предыдущие подзаголовки и описание проблем, с этим связанных. Поэтому два варианта решения этого вопроса. Поездки в нормальном режиме, предусмотренные эксплуатационными характеристиками машины. Либо дополнительная канистра масла в багажнике и «энная» сумма денег на ремонты.
Позднее сгорание провоцирует увеличение расхода масла. Это связано с тем, что повышается температура двигателя со всеми вытекающими последствиями. В этом случае необходимо отрегулировать зажигание и использовать качественное топливо с октановым числом, которое соответствует модели вашего автомобиля.
Смазывание турбокомпрессора. Это, в принципе, естественные потери, на которые влиять сложно. Но как правило, такой расход связан с дорогими иномарками с турбодвигателем.
Некачественным маслом. Чем выше вязкостью, тем лучше смазка. С этим вроде бы все понятно. Но при этом оно создает дополнительный угар в поршнях. И вот здесь и возникает вилка: повысить ресурс двигателя или расход масла. Бесспорным является факт, что необходимо покупать лицензионное масло известных производителей и хоть как-то защитить себя.
Существует ли норма расхода масла? Нет как таковой точной цифры не существует. Но если месяц назад у вас не было такой беды, а в настоящее время это становится достаточно явным, то дело не в конструкционных особенностях авто.
При этом достаточное количество масла позволит избежать серьезных поломок двигателя. Мы рассмотрели причины, которые позволяют понять, куда уходит масло из двигателя, это поможет вам следить за правильной эксплуатацией и избежать серьезных трат на ремонтные работы.
Основные неисправности, рекомендации по эксплуатации и обслуживанию двигателей
Двигатель — один из самых важных и сложных агрегатов в автомобиле. Современные моторы очень надежны и эффективны, однако в них под воздействием механических и тепловых нагрузок, а также по другим причинам могут возникать различные неисправности. О поломках бензиновых и дизельных двигателей, их причинах и способах устранения рассказано в данной статье.
Основные неисправности двигателей и их причины
Автомобиль стал автомобилем только благодаря двигателю внутреннего сгорания — силовой агрегат, работающий на бензине или дизельном топливе, обеспечивает движение машины, а заодно дает электрическую энергию (с помощью генератора) для работы всех электрических приборов и тепло для обогрева салона. Поэтому неисправность мотора превращает автомобиль просто в неподвижный и бесполезный механизм.
Двигатель, даже небольшой, имеет сложное устройство, он состоит из сотен деталей, которые должны работать сообща, четко выполняя свои функции. И мотор, как любой сложный механизм, подвержен поломкам, которые либо ухудшают характеристики силового агрегата, либо вообще делают его работу невозможной. Можно выделить несколько основных категорий неисправностей двигателей:
• Затрудненный или невозможный запуск; • Нестабильная работа двигателя на холостом ходу или во время движения автомобиля; • Появление разнообразных шумов и стуков; • Повышенные вибрации; • Увеличенный расход топлива; • Увеличенный расход моторного масла; • Потеря мощности двигателя; • Изменение цвета отработанных газов; • Чрезмерный перегрев.
Обычно неисправности двигателя происходят вследствие износа или поломок его отдельных частей, из-за появления трещин, потери герметичности уплотнений, загрязнений и т.д. Существуют сотни неисправностей двигателя, но причин их возникновения не так уж и много:
• Использование низкокачественного топлива или топлива иной марки, чем рекомендовано производителем; • Использование низкокачественного моторного масла или масла с иными характеристиками, чем рекомендовано производителем; • Недостаточный уровень масла и охлаждающей жидкости; • Частый холодный запуск двигателя (при сильно отрицательных температурах) — это резко сокращает ресурс силового агрегата; • Движение по дорогам низкого качества — основным негативным фактором в этом случае выступает повышенный уровень вибрации; • Агрессивный (спортивный) стиль вождения с частым изменением режимов работы двигателя и с постоянной работой на повышенных оборотах; • Отсутствие регулярного технического обслуживания; • Использование низкокачественных и неоригинальных запасных частей во время ремонта или обслуживания; • Неквалифицированное обслуживание или ремонт двигателя.
Для точного выявления неисправности и ее причин необходимо проведение диагностики двигателя. Первичную диагностику силового агрегата вполне по силам провести владельцу автомобиля.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания
Надежность, характеристики и качество работы двигателя напрямую зависят от того, как он эксплуатируется и обслуживается. Только мотор, который грамотно эксплуатируется и подвергается регулярному техническому обслуживанию, будет обеспечивать номинальные характеристики и безотказно служить на протяжении многих лет. Это в равной степени относится к бензиновым и дизельным силовым агрегатам независимо от мощности, объема и назначения.
Есть несколько основных правил эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, которых стоит придерживаться всем автомобилистам, мотоциклистам и владельцам иных транспортных средств:
• Использовать только качественное топливо той марки (сорта), которая рекомендована производителем; • То же относится ко всем остальным жидкостям — моторному маслу, охлаждающей жидкости и т.д.; • Не допускать длительной работы на повышенных оборотах (не выше 1800-2100 об/мин в зависимости от типа двигателя); • Свести к минимуму запуски двигателя «с толкача»; • Не начинать движение сразу после запуска двигателя — мотору нужно дать прогреться как минимум 3-5 минут; • Сразу после пуска двигателя не стоит резко повышать обороты двигателя, прогрев должен проходить на холостых оборотах. Особенно это относится к двигателям, оборудованным турбокомпрессором — резко поддав газу можно вывести турбину из строя вследствие недостаточной смазки; • Не выключать двигатель при движении с горки — за мнимой экономией топлива скрывается опасность возникновения серьезных неисправностей; • Не останавливать двигатель сразу после активной или длительной поездки, сначала мотор должен в течение нескольких минут остыть на холостых оборотах. Особенно это актуально для двигателей, оборудованных турбокомпрессором; • В современных автомобилях стоит избегать отключения аккумулятора, так как в этом случае очень высок риск сбоя бортового компьютера и нарушения настроек работы двигателя; • Не допускать попадания воды в бензин и в двигатель, так как это чревато многими поломками; • Проводить регулярное техническое обслуживание.
Особо нужно обратить внимание на такую вещь, как холодный запуск двигателя. Мы живем в стране с холодным климатом, и на протяжении многих месяцев вынуждены эксплуатировать автомобиль при отрицательных и сильно отрицательных температурах. И если температура воздуха падает ниже -15°C . -20°C, то приходится прибегать к специальным приемам холодного пуска двигателя. Причем для моторов различного типа процедура холодного запуска отличается.
Холодный запуск карбюраторных бензиновых двигателей производится следующим образом:
Поставить автомобиль на стояночный тормоз, рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении, все электроприборы должны быть выключены;
Если температура воздуха ниже -25°C, то в отечественных автомобилях, особенно старых, можно несколько раз провернуть двигатель с помощью ручки завода;
Произвести ручную подкачку топлива с помощью рычага на бензонасосе. Достаточно нажать на рычаг 7-8 раз, если накачать бензина больше, то он зальет свечи и запустить двигатель будет еще сложнее;
Полностью вытянуть ручку управления воздушной заслонкой карбюратора — заслонка, перекрывая первую камеру карбюратора, снижает поступление воздуха, чем обеспечивается обогащение горючей смеси;
Выключить сцепление (до упора нажать педаль сцепления), педаль газа во время пуска не стоит трогать;
Повернуть ключ зажигания до упора вправо, произвести пуск. Обычно двигатель запускается через 7-10 секунд, если же этого не произошло в течение 15 секунд, то нужно выключить зажигание, подождать 30-60 секунд, и снова повторить попытку. При успешном запуске необходимо дать прогреться мотору в течение нескольких минут, в это время оборотами двигателя можно управлять с помощью дроссельной заслонки. Обычно во время прогрева обороты несколько повышены (до 2000 об/мин), но чрезмерного превышения (выше 2500 об/мин) допускать нельзя;
Если двигатель не завелся, то причина, скорее всего, в залитых бензином свечах (то есть, в переобогащении топливно-воздушной смеси) — об этом свидетельствует выходящий из выхлопной трубы при попытке запуска мотора белый дым. В этом случае нужно открыть дроссельную заслонку (утопить рукоятку) и на 10-15 секунд включить зажигание. После этого снова повторить процедуру холодного пуска.
Холодный запуск инжекторных двигателей более прост:
Поставить автомобиль на стояночный тормоз, включить нейтральную передачу, также нужно убедиться, что все электрические приборы в автомобиле выключены;
Повернуть ключ зажигания в замке в положение II — это включит электронику, а заодно и топливный насос, который произведет закачку топлива. Судить о работе насоса можно по характерному звуку, исходящему со стороны бензобака. Насос должен выключиться сам, после этого нужно вернуть ключ зажигания в исходное положение, а через полминуты снова все повторить;
Повторить пункты 5 и 6 инструкции по холодному пуску карбюраторного двигателя. За исключением управления дроссельной заслонкой — в инжекторном двигателе управление составом топливной смеси производится электронным блоком;
Если запуска двигателя не произошло, то нужно подождать 30-60 секунд, нажать на педаль газа (примерно до половины), и включить зажигание — это продует цилиндры и высушит залитые бензином свечи. После этого можно повторить процедуру холодного запуска.
Дизельный двигатель зимой заводится по следующей инструкции:
Поставить автомобиль на стояночный тормоз, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, выжать сцепление. Также нужно убедиться, что все электрические приборы отключены;
Ключ зажигания установить в положение II (или «On»), в автомобилях со свечами накаливания на приборной панели загорится соответствующий индикатор, нужно дождаться, пока он погаснет — это значит, что цилиндры достаточно прогреты и мотор готов к запуску;
Запустить двигатель, повернув ключ зажигания до упора вправо. При этом для некоторых двигателей необходимо примерно до половины выжать педаль газа (об этом, обычно, сказано в инструкции по эксплуатации автомобиля);
Пуск двигателя должен произойти в течение 10 секунд после поворота ключа, если этого не произошло, то нужно прекратить попытку запуска, а через 20-30 секунд снова повторить ее.
При холодном запуске двигатель подвергается чрезмерным нагрузкам, и главной причиной тому становится увеличение вязкости моторного масла. Густое масло плохо движется по масляным каналам и в первые секунды после запуска двигателя обеспечивает плохую смазку — это приводит к интенсивному износу деталей силового агрегата и сокращению его ресурса. Так что по возможности стоит избегать частых запусков двигателя при сильных морозах.
Но есть и другое решение проблемы холодного запуска — применение специальных средств для облегчения пуска. Например, хорошо помогают автосигнализации с функцией автозапуска, но лучшим решением (особенно для дизельного двигателя) станет предпусковой подогреватель. Потратив немного денег на предпусковой подогреватель, можно не просто облегчить себе жизнь, но и значительно продлить ресурс силового агрегата, так что эта покупка более чем оправдана.
Однако самое главное условие для долгой и надежной работы двигателя — его регулярное техническое обслуживание. Существует несколько общих правил проведения ТО, которые в одинаковой степени подходят для двигателей всех типов.
Техническое обслуживание двигателя делится на несколько видов по периоду проведения:
• Ежедневное ТО (ЕО) — проводится каждый день, причем в начальный и основной периоды эксплуатации двигателя в состав ЕО входят разные мероприятия; • ТО-1000 — проводится на новом автомобиле при пробеге от 500 до 1000 км; • ТО-5500 — проводится на новом автомобиле при пробеге от 4500 до 5500 км; • ТО-1 (первое ТО) — проводится на новом автомобиле при пробеге 10-11 тысяч км, в дальнейшем ТО-1 проводится каждые 4-10 тысяч км пробега (в зависимости от автомобиля); • ТО-2 (второе ТО) — проводится на новом автомобиле при пробеге 15,5-16,5 км, в дальнейшем ТО-2 проводится каждые 12-24 тысячи км пробега (в зависимости от автомобиля); • Сезонное техническое обслуживание (СТО) — проводится дважды в год при смене сезона, обычно весной и осенью.
Мероприятия, которые проводятся при каждом виде технического обслуживания, могут отличаться для разных автомобилей, поэтому здесь мы вкратце скажем о наиболее важных из них.
ЕО включает в себя:
• Проверку уровня охлаждающей жидкости, при необходимости производится ее долив. Проверка проводится на холодном двигателе; • Проверка уровня масла в двигателе, при необходимости — долив масла. Проверка проводится через 3-5 минут после остановки двигателя; • Визуальный осмотр двигателя, проверка целостности генераторного ремня. Для двигателей с турбокомпрессором — осмотр турбокомпрессора на предмет утечек масла.
ТО-1000 включает следующие мероприятия:
• Очистка силового агрегата от загрязнений; • Проверка топливной системы, системы смазки и системы охлаждения на предмет утечек; • Для двигателей с турбокомпрессором — проверка системы смазки турбокомпрессора; • Проверка целостности и надежности крепления воздушного фильтра, впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора, топливной аппаратуры и иных деталей; • Проверка степени натяжения и целостности всех приводных ремней или цепей; • Регулировка тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов. Проводится на холодном двигателе, порядок проведения зависит от типа и модели двигателя; • Для карбюраторных двигателей проводится регулировка оборотов двигателя на холостом ходу.
• Мероприятия, проводимые в рамках ТО-1000; • Проверка целостности и работы приводов дроссельной заслонки и т.д.; • Произвести слив отстоя в фильтрах тонкой и грубой очистки топлива, замена топливных фильтров; • Для двигателей с турбокомпрессором — проверить крепление турбокомпрессора, прослушать работу турбокомпрессора на слух.
ТО-2 состоит из следующих мероприятий:
• Замена масляного фильтра; • Замена моторного масла; • Замена топливных фильтров; • Замена или промывка воздушного фильтра; • Проверка работы топливного насоса; • Проверка герметичности топливных магистралей, бака, карбюратора и т.д.; • Регулировка натяжения всех приводных ремней или цепи ГРМ; • Регулировка зазоров клапанов; • Проверка привода акселератора.
Сезонное ТО содержит следующие мероприятия:
• Регулировка угла опережения зажигания (в бензиновых моторах) или впрыска (в дизелях); • В карбюраторных двигателях — перебрать и почистить карбюратор; • Перебрать и почистить топливный насос; • Слить отстой из топливного бака; • Один раз в год рекомендуется промывать топливный бак; • При необходимости — произвести замену или очистку воздушного фильтра.
Как нетрудно заметить, некоторые работы по обслуживанию двигателя можно производить самостоятельно, однако в ряде случаев (особенно для новых автомобилей) лучше обратиться в автосервис. Регулярное техническое обслуживание обеспечит надежную работу двигателя в течение многих лет. А главное, это сократит расходы на ремонт.
Почему течет масло из двигателя, как найти и устранить протечку
Смазочные жидкости автомобиля обеспечивают бесперебойную работу подавляющего большинства узлов и агрегатов машины. Отдельного внимания заслуживает смазочная система двигателя. Поддержание необходимого уровня масла в данной системе гарантирует долгую и безаварийную работу мотора.
Стоит отметить, что герметичность данной системы обеспечивают различные уплотнительные элементы: сальники, прокладки, манжеты и др. В процессе работы или же вследствие их недоброкачественного исполнения, герметичность системы может нарушиться и двигатель «даст течь».
Такие обстоятельства вынуждают водителя принимать оперативные меры по устранению возникшей неполадки. В данном случае важно определить характер конкретной неисправности.
К примеру, в ряде случаев банальная замена сальника или прокладки не устранит проблему. Рассмотрим основные причины нарушения герметичности смазочной установки ДВС в наших машинах.
Признаки и причины появления течи масла из двигателя
В первую очередь важно помнить, что перед каждой поездкой, водителю необходимо проводить визуальный осмотр подкапотного пространства. Не будет лишним заглянуть под картер двигателя, а также вытащить масляный щуп.
Такой подход поможет выявить и своевременно устранить проблему без серьезных последствий. В большинстве случаев течи моторного масла наблюдаются в местах соединения узлов и элементов двигателя. К ним относятся:
клапанная крышка;
головка блока цилиндров;
поддон двигателя;
фланец сальника коленвала;
масляный фильтр.
Что же может послужить поводом к появлению течи масла из двигателя?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как в каждом конкретном случае данная проблема может быть вызвана специфической неисправностью того или иного механизма.
Тем не менее существует перечень наиболее распространенных поломок, повлекших за собой разгерметизацию системы смазки двигателя. А именно:
износ и утрата эластичности уплотнительных элементов;
повышенный износ рабочих элементов двигателя;
механические повреждения элементов мотора.
Первая и, пожалуй, самая частая причина течей масла из ДВС – износ уплотнений. После длительной эксплуатации сальники и прокладки теряют свои свойства и начинают пропускать масло. Проблема решается их заменой.
Стоит также отметить, что выход из строя уплотнительных элементов мог произойти из-за несоответствия их рабочих характеристик заявленным требованиям. В данном случае речь идет о разных подделках и кустарных аналогов заводских РТИ.
Пробег автомобиля может также создать благоприятные условия для возникновения представленной проблемы. К примеру, повышенный износ поршневых колец приводит к тому, что в картере двигателя возникает повышенное давление из-за появления так называемых картерных газов. Такая неблагоприятная ситуация может стать причиной течи прокладки поддона мотора и клапанных крышек.
Не стоит списывать со счетов и механические повреждения мотора.
Откуда может протекать масло из ДВС
Если в ходе очередного ежедневного осмотра выяснилось, что уровень масла существенно ниже максимальной отметки, следует всерьез заняться поиском неисправности. В первую очередь, важно определить, где находится место утечки.
Прежде всего целесообразно обратить внимание на доступные элементы двигателя. К одному из них относится клапанная крышка.
Из-под клапанной крышки
Нарушение герметичности клапанного механизма может повлечь за собой утечку масла из смазочной системы двигателя. Зачастую, об этой проблеме сигнализирует характерный запах гари из-под выпускного коллектора двигателя.
В данном случае нельзя с большой долей вероятности утверждать, что замена прокладки решит проблему. Появление представленной неисправности может быть связано с чрезмерным давлением в системе смазки двигателя.
Такая ситуация может быть спровоцирована, к примеру, нарушением работы так называемого, редукционного клапана.
Сальник коленвала
Если нарушение герметичности прокладки клапанной крышки можно исправить, как говориться малой кровью, то с сальником коленвала всё обстоит гораздо сложнее. Его замена в силу конструктивных особенностей двигателя потребует много времени и трудозатрат.
Что же могло послужить причиной нарушения его герметичности?
Расположим наиболее вероятные причины данной неисправности в определенной последовательности, начиная с наиболее частотной:
выработан эксплуатационный ресурс;
сбой в системе вентиляции картерных газов;
бракованные комплектующие;
недобросовестный ремонт.
Течь масла между двигателем и коробкой
Не стоит забывать, что в кожухе маховика сцепления также находится сальник, который иногда даёт о себя знать, хотя и крайне редко. Чтобы убедиться в наличии подобной неисправности придётся заглянуть под днище авто.
В данном случае машину лучше всего загнать на смотровую яму или так называемую эстакаду. О наличии утечки будет сигнализировать замасленная поверхность кожуха сцепления и корпуса КПП. Для замены сальника потребуется демонтировать КПП.
Заострим своё внимание на причинах такого неблагоприятного явления. Среди них можно отметить:
несоответствие вязкости смазочных материалов;
сбои в системе вентиляции картерных газов;
потеря эластичности РТИ;
недоброкачественные комплектующие.
Прокладка масляного фильтра
Виновником утечки масла может стать и уплотнительная манжета масляного фильтра. Так, в ходе очередной плановой замены фильтра, её могли попросту перетянуть, а это недопустимо. При таком ремонте, со временем могут появиться злополучные подтеки масла.
Стоит также упомянуть и тот факт, что после каждой замены фильтра, все сопутствующие РТИ подлежат замене. Если этого не сделать, велика вероятность того, что в скором времени на месте соединения фильтра появятся масляные образования.
Масло из системы смазки двигателя в конкретном случае может выдавливаться по причине нарушений в работе системы ВКГ.
Проблемы с картером двигателя
Частым поводом течи моторного масла может служить нарушения системы вентиляции картерных газов. В большинстве своём с подобной проблемой сталкиваются владельцы изрядно подержанных авто.
Дело в том, что по мере износа ЦПГ, отработанные газы начинают накапливаться в картере двигателя. При исправной системе вентиляции картера, излишнее давление отводилось бы во впускную магистраль двигателя. Но, случается и так, что после длительной эксплуатации, и при отсутствии должного ухода элементы системы засоряются.
Такое положение дел приводит к тому, что газам некуда деваться, и они начинают искать наиболее уязвимые места, в роли которых и выступают различные уплотнительные элементы.
Способы решения проблемы
Рассматриваемая проблема относится к числу тех, устранение которых должно носить оперативный характер. Именно своевременное принятие необходимых мер в данном случае позволит избежать серьезных проблем.
Таким образом, следует ознакомиться с методами и приемами устранения представленной проблемы в зависимости от характера нарушения герметичности системы.
необходимо производить очистку системы ВКГ;
следует своевременно менять масло-влагоотделитель;
необходимо применять рекомендованные виды смазочных материалов;
важно производить своевременную замену уплотнительных элементов двигателя;
следует пользоваться услугами специализированных сервисов.
Автохимия для устранения течи масла и присадки в двигатель
Современные технологии в области автохимии позволяют владельцу авто устранить представленную проблему в сжатые сроки. Подобный способ ремонта по уверениям большинства автолюбителей носит временный характер и не отличается высокой степенью надежности.
Тем не менее его не стоит списывать со счетов, особенно когда возникает острая необходимость в устранении представленной неисправности.
К выбору присадок нужно подходить крайне тщательно. Представим вашему вниманию список наиболее популярных из них, которые на практике подтвердили свою высокую эффективность.
В список входят такие бренды как:
Xado Stop Leak Engine;
StepUp;
Liqui Moly Oil-Verlust Stop;
Hi Gear.
Важно помнить, что способ применения присадок может отличаться. В большинстве случаев их заливают в систему смазки двигателя вместе с моторным маслом.
Неотъемлемым условием в ряде случаев является прогретый двигатель. Так или иначе прежде чем прибегать к использованию автохимии необходимо досконально ознакомиться с инструкцией по применению.
Почему двигатель ест масло
Множество владельцев автомобилей рано или поздно встречаются с сильным увеличением расхода масла. Об этом говорят – двигатель жрет масло. Причины этого явления различны. Из статьи вы узнаете, почему возрастает расход масла, как установить причины и не довести дело до капиталки (капитального ремонта мотора).
Куда исчезает масло в исправном моторе
Машина с исправным мотором (новая или после капиталки) съедает масло в небольших количествах – 20-40 грамм на тысячу километров пробега. Когда машина работает в тяжелых условиях (частые разгоны или движение в гору, езда на высоте свыше 2 тысяч метров),то расход масла в двигателе возрастает до 100-200 грамм на 1000 километров. Если же двигатель жрет масло стаканами и литрами, значит, с ним что-то точно не в порядке. Основная причина расхода масла: испарение из-за высокой температуры.
Нарушение угла опережения зажигания или впрыска топлива (дизельные моторы), а также изменение состава топливовоздушной смеси приводят к росту температуры в камерах сгорания, детонации и другим негативным последствиям. Все это влияет на расход масла и может привести к необходимости крупного ремонта или капиталки.
Почему возрастает расход масла
Чтобы разобраться, почему двигатель начал кушать масло, необходимо понимать, какие факторы приводят к перерасходу смазки и как влияют на состояние двигателя. Расход масла увеличивают:
Течь сальника коленвала
перегрев мотора;
использование несоответствующего по вязкости масла;
износ маслосъемных колпачков и колец;
неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов;
плохая затяжка, усыхание, растрескивание или износ прокладок, сальников и манжет;
пробой или прогорание прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
Последствия перегрева двигателя
Перегрев мотора приводит к повреждению маслосъемных колпачков и появлению задиров на стенках цилиндров. Если перегрев был незначительным и недолгим (охлаждающая жидкость не закипела), то в большинстве случаев мотор переносит 1-2 таких перегрева без последствий. После слабых, но частых перегревов колпачки хуже обжимают клапан и часть масла попадает во впускной коллектор. Если же мотор закипел, необходимо отогнать машину для проведения ремонта, иначе не избежать капиталки.
Использование масла несоответствующего по вязкости
Колпачки, сальники и манжеты также портятся из-за добавления в масло неправильно подобранных присадок. Почему это происходит, читайте в статье “Присадки в масло для двигателя“. Двигатели, разработанные в 60-80 годах ХХ века, рассчитаны на работу с вязким минеральным маслом, поэтому использование жидкой синтетики приведет протечкам. Кроме того, мотор, спроектированный под минеральное масло, дымит, если в него залить жидкую синтетику. Более современные моторы изначально спроектированы под синтетику, поэтому заливка минерального масла приведет к ухудшению смазки, появлению задиров на поверхности цилиндров и колец, попаданию большого количества масла в камеру сгорания и ремонта через 50-100 тысяч километров пробега. То же самое происходит и при использовании соответствующего типа масла, но неподходящей вязкости.
Если колпачки или кольца изношены/повреждены, то масло попадает в камеру сгорания. Причины износа этих деталей описаны ниже:
большой пробег;
перегрев двигателя;
неправильный тип или вязкость масла;
неправильный подбор присадок;
превышение оборотов;
частая работа мотора в режиме максимальной мощности;
холодный пуск.
Процедура ремонта в таком случае будет состоять из замены маслосъемных колпачков.
Неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов
Продукты сгорания топлива прорываются между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, повышая давление в картере. Если клапан PVC неисправен, давление становится слишком большим и продавливает сальники и уплотнители. Течь остается, даже если произведена замена масла. Не все, у кого есть машина, понимают, почему исправность этой системы влияет на расход масла и не уделяют внимания ее проверке, что нужно делать во время каждой диагностики. В результате клапан выходит из строя, после чего каналы забиваются отложениями, но мотор не дымит и не теряет в мощности.
Плохая затяжка, усыхание, растрескивание или износ прокладок, сальников и манжет
Причина подтеков – перекошенный сальник
Болты, которые крепят накладные детали двигателя, необходимо периодически подтягивать. Ведь прокладки со временем или под влиянием высоких температур и неправильно подобранных присадок, усыхают или сжимаются. То же самое происходит с сальниками и манжетами. В результате возникают утечки масла.
Пробой или прогорание прокладки ГБЦ
При работе двигателя на режимах, близких к максимальным и превышении температуры, возможен пробой или прогорание прокладки. Это повреждение сложно диагностировать, если оно затрагивает только масляные каналы ГБЦ. В этом случае симптомы сходны с теми, которые появляются после повреждения колпачков или колец – то есть мотор сильно или слабо дымит. Чтобы избежать капиталки, необходимо заменить пробитую или прогоревшую прокладку не позже чем через 10 тысяч километров.
Как определить причину повышенного расхода масла
Определение причины повышенного расхода масла происходит в четыре этапа:
Определение цвета выхлопа;
Поиск утечек;
Проверка системы вентиляции картерных газов;
Снятие ГБЦ и проверка состояния прокладки.
Определение цвета выхлопа
Эту операцию необходимо делать вдвоем. Один нажимая на педаль газа или привод/ручку дроссельной заслонки/ТНВД, поднимает обороты двигателя до 2-3 тысяч. Второй смотрит – дымит ли мотор. На дизельных двигателях во время резкого нажатия на педаль газа может появляться черный дым, который исчезает после понижения оборотов двигателя. Серый или сизый дым, усиливающийся по мере роста оборотов мотора, говорит о попадании масла в цилиндры через колпачки, кольца или пробитую прокладку, поэтому нужна их замена. Если выхлоп бесцветный, колпачки, кольца и прокладка в порядке.
Поиск утечек
Машина с сильными утечками оставляет на асфальте масляные пятна и требует срочного ремонта. Слабые утечки проявляются лишь при работе мотора под нагрузкой, поэтому следов на земле от них не остается. На поверхности полностью исправного мотора не должно быть следов масла. Если обнаружили жирное мокрое или влажное пятно, то в этом месте утечка. Для уточнения необходимо завести мотор и оставить работать на холостых, чтобы прогрелся до рабочей температуры, после чего еще раз осмотреть вызывающее подозрение место.
Чтобы избежать отравления угарным газом, это необходимо делать вне гаража, на открытом воздухе.
Если оно не стало мокрей, необходимо плавно, в течение минуты, поднимать обороты до максимальных и внимательно наблюдать за подозрительным местом. Если и это не помогло обнаружить утечку, придется проехать на автомобиле 10-20 километров, время от времени резко ускоряясь. В таком режиме давление в камере сгорания гораздо выше, чем обычно, поэтому и количество газов, прорвавшихся в картер, заметно больше. Если после такой проверки подозрительное место намокло сильней – проблема в неисправности системы вентиляции картерных газов и плохой затяжке или повреждении прокладки.
Проверка системы вентиляции картерных газов
Для этого откручивают хомуты крепления и снимают клапан PCV, после чего продувают губами или компрессором. Если он исправен, то воздух будет проходить только в одну сторону с небольшим усилием. После этого нужно снять и продуть все шланги, затем проверить патрубки. Возможно, один из них забит грязью или отложениями.
Проверка состояния прокладки
Эту операцию выполняют после обнаружения сизого дыма в выхлопе. На исправной прокладке нет никаких повреждений – прогаров, трещин, разрывов. Даже если прокладка без повреждений, необходима ее замена новой. Если прокладка со следами повреждений, необходимо проверить нижнюю плоскость ГБЦ на изгиб. Возможно, в результате перегрева мотора ее повело.
Почему двигатель ест масло – причины и последствия
Утечка моторного масла часто наблюдается в автомобилях с большим пробегом. Если мотор начал потреблять смазку выше нормы – это тревожный симптом. Причины тому могут быть разные. Проанализировав результаты диагностики, вы узнаете, как устранить неисправность. Смазочная жидкость может исчезать внутри двигателя – при его работе видно, что мотор дымит.
Предисловие
Если системы работают нормально, на 10 тысяч километров пробега должно выгорать не больше 1 литра смазки. Даже когда двигатель жрет масло в объёме 2–2,5 литра на этот пробег, всё равно волноваться рано. А вот при большем количестве –придётся делать выводы, выяснять причину и устранять её.
Уровень рабочей жидкости определяют специальным щупом. Если он ниже требуемого, возможна утечка наружу, которую проще определить. Прежде чем понять, куда утекает смазывающий материал и что при этом делать –узнайте, как масло продлевает жизнь двигателю.
Две части единого целого
ДВС (двигатель внутреннего сгорания) не работает без моторного масла. Если мотор не будет смазываться, его заклинит. Вот почему периодически требуется проверять уровень смазки щупом, даже если явных признаков утечки нет. Одна из основных причин низкого КПД ДВС – сильное трение, возникающее при соприкосновении деталей друг с другом. Такому эффекту подвержена поршневая группа.
Чтобы мотор завёлся и работал, в камерах сгорания требуется создать высокое давление. Это возможно только тогда, когда поршень плотно прилегает к цилиндру. Для реализации такого эффекта поршни имеют кольца – маслосъёмные и компрессионные. Одни снимают лишнее масло со стенок цилиндра, другие – создают давление. Так почему двигатель ест масло в больших количествах?
Смазка значительно снижает трение, а значит – тепловыделение между деталями двигателя. Смазочная жидкость перемещается по системе газораспределения, поршневой группе. Смазываются подшипники трения и качения. Чтобы масло не вытекало наружу, во вращающихся деталях установлены сальники.Эту же цель преследуют различные прокладки– вблоке цилиндров, картере и других местах.
Распространённые места утечки
Если мотор жрёт масло, это явление могут вызывать различные причины. Определить и устранить их непросто. Проще выявить наружную утечку путём визуального осмотра. Это делать нужно после того, как машина установлена над смотровой ямой или на эстакаде. Чаще это происходит:
в районе сливной пробки масла, в поддоне картера – прохудились прокладки;
в месте крепления масляного фильтра – он плохо прикручен;
в местах расположения сальников коленвала или уплотнительных прокладок распредвала;
возле прокладок головки блока цилиндров (ГБЦ) или клапанной крышки.
Не стоит забывать о том, что двигатель ест масло в камерах сгорания. При нормальной работе выгорает не так много масла, чтобы об этом беспокоиться. Чтобы смазочный состав не сильно выгорал, при изготовлении к нему добавляются специальные присадки.
При износе колец поршней двигатель уже берет больше масла, выгорание начинает происходить гораздо активнее. Вроде машина едет, мотор работает, а выхлопная труба уже дымит.Причины такого поведения могут быть не только из-за износа, но и потому что маслосъёмные кольца коксуются. Снять вредный налёт могут специальные составы для раскоксовки, которые заливаются в камеры сгорания через посадочные места свечей зажигания.
Слабым местом являются и маслосъёмные колпачки клапанов.Если они неисправны – то смазочный состав начал попадать внутрь камеры сгорания. Проверять, дымит ли двигатель, нужно при движении автомобиля, когда мотор нагружен. На холостом ходу и малых оборотах это явление может отсутствовать.
Устранение причин повышенного расхода
Если моторная жидкость образует под машиной лужицы, такую проблему устранить относительно проще, чем разбирать мотор и делать ему капремонт.Когда удастся определить, откуда происходит утечка, останется только её устранить. В случае плохо прикрученного фильтра или прокладки сливной пробки это сделать просто.
Сальники коленчатого вала, маслосъёмные колпачки клапанов, прокладки ГБЦ поменять сложнее. В этих случаях придётся разбирать силовую установку – в той или иной степени. Главное – не ошибиться и правильно определить изношенную деталь. Неисправность прокладок можно определить визуально, но не всегда.А если менять, например,сальники на клапанах – то лучше сразу на всех. Когда двигатель дымити требуется замена маслосъёмных колец поршней – вместе с ними необходимо менять компрессионные кольца.
Иногда мотор жрёт масло из-за деформации цилиндров. Правда, такое явление происходит только на изношенных силовых установках. В этом случае применяются кардинальные меры –силовая установка снимается и полностью разбирается. После этого цилиндры растачиваются до следующего ремонтного размера, или меняются гильзы цилиндров –если они имеются.
В турбированных двигателях причиной перерасхода масла могут быть изношенные подшипники турбокомпрессора, расположенные в головке блока цилиндров. В этом случае потребуется установить новые, предварительно сняв головку блока цилиндров.
Если из выхлопной трубы идёт чёрный дым, это может произойти не из-за повышенного расхода масла, а по причине неправильно выставленного зажигания. Топливная смесь и остатки смазки сгорают не полностью, образуя копоть и нагар. Как следствие – коксуются кольца, движок съедает ещё больше смазки.Естественный выход –проверка и настройка системы зажигания.
Некачественное масло
Моторная жидкость низкого качества и неисправные масляные фильтры –довольно распространённые причины того, что машина теряет мощность, дымит. Одно из явлений – моторная жидкость не той вязкости. Она не создаёт на стенках цилиндров защитной плёнки того качества, которое требуется. В итоге образуется нагар, выгорает много масла, изнашиваются детали.
Еслипосле определённого пробега заливается такая же жидкость – проблема усугубляется. Явные причины перерасхода определить не удаётся. Вот почему так важно приобретать смазку с теми характеристиками, которые рекомендует производитель. Но наш народ любит экспериментировать: заливают в бензиновые движки моторное масло, предназначенное для дизелей. В нём содержится больше присадок, поэтому считается, что дизельная моторная жидкость лучше обслужит мотор.
Иногда бывает так, что двигатель исправен – компрессия в норме, сальники клапанов новые, а смазочная жидкость всё равно расходуется в больших количествах. Причём потребление нормализуется, когда уровень масла приближается к минимальному. Оказывается, неправильно работает система вентиляции картера. Отработанные газы, прорывающиеся в картерное пространство, должны направляться на повторное дожигание. Но при использовании некачественной смазки эта система вентиляции забивается.
Из вышеперечисленных ситуаций есть кардинальный выход – приобретается промывочная жидкость, оригинальное масло в нужном объёме, новый фильтр. В этом случае промывка удалит остатки старой рабочей жидкости, шлаки и нагар
Двигатель разогревается, автомобиль помещается на эстакаду или смотровую яму.
Из картера сливается отработанный смазочный состав. Подождите минут 30-40, пока старый состав не удалится полностью.
Сливная пробка закручивается, в мотор заливается промывочная жидкость в требуемом объёме.
С промывкой совершается пробег. За это время двигатель и система смазки прочистятся.
Автомобиль снова загоняется на смотровую яму, промывка полностью сливается, снимается старый фильтр.
Устанавливается новый фильтрующий элемент, заливается новое масло.
После такой процедуры в большинстве случаев работа силового агрегата нормализуется.